23.01.2009 03:00
    Поделиться

    Александр Яковенко: Россия станет своего рода "пионером" налаживания сотрудничества в сфере дорожной безопасности

    Безопасность дорожного движения вышла на международный уровень

    19 января под председательством министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева состоялось заседание Организационного комитета по подготовке к предстоящей в Москве осенью Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения.

    Прокомментировать международные аспекты данного мероприятия мы попросили заместителя министра иностранных дел России Александра Яковенко.

    Российская газета : Александр Владимирович, что за мероприятие готовится в Москве и почему вдруг в международной повестке дня "всплыла" тематика безопасности дорожного движения?

    Александр Яковенко : Действительно, с 19 по 20 ноября в Москве планируется проведение Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения - крупного международного мероприятия, которое осуществляется в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций. Примечательно, что, несмотря на очевидную значимость данной проблематики для всех стран мира, до сих пор встречи подобного уровня не проводились. Россия в этом смысле станет своего рода "пионером" налаживания международного сотрудничества в сфере дорожной безопасности. А "всплыла", как вы говорите, данная тема в связи с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, принятой в апреле 2008 года по инициативе нашей страны. Причем резолюция принята консенсусом. Это означает, что все страны - члены ООН весьма заинтересованы в предметном обсуждении этого вопроса.

    РГ : Какова предыстория этой встречи и почему подобную конференцию решено провести в Москве?

    Яковенко : Тематика обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) в последние годы становится одним из приоритетных направлений международного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях. И выдвигается в число актуальных вопросов повестки дня ООН и других международных организаций. В 2006 году независимая международная комиссия по глобальной безопасности дорожного движения обратилась к странам - членам ООН с предложением провести международную конференцию по вопросам обеспечения БДД. Министерство внутренних дел России поддержало данную инициативу и совместно с МИД России выступило с предложением провести данное мероприятие у нас в стране.

    Не секрет, что данная проблема является крайне актуальной для Российской Федерации, где сохраняется сложная ситуация с обеспечением БДД. Высокая аварийность во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения с возникшим перераспределением перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и увеличением протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Как результат - ухудшение условий движения и экологической обстановки, дорожные заторы и рост количества ДТП. Проще говоря, мы как никто другой заинтересованы в самом активном развитии широкого международного взаимодействия в области безопасности дорожного движения.

    РГ : Насколько активную роль играет Россия в процессе международного сотрудничества в сфере БДД?

    Яковенко : Российская Федерация является одним из лидеров многостороннего международного взаимодействия в области БДД: мы стали одним из инициаторов рассмотрения проблематики преодоления глобального кризиса в области безопасности дорожного движения в рамках Генеральной ассамблеи ООН. При нашем соавторстве принято несколько резолюций по данной теме, последняя из которых - резолюция 62/244 ГА ООН от 25 апреля 2008 года - как раз и приветствует инициативу Российской Федерации о проведении Первой всемирной министерской конференции.

    РГ : Неужели сейчас, в эпоху глобального финансово-экономического кризиса, у мирового сообщества нет других, более актуальных проблем?

    Яковенко : Сложившаяся ситуация в данной области характеризуется как глобальный кризис. Сегодня на дорогах во всем мире ежегодно гибнет не менее 1,2 миллиона человек, а количество получивших травмы перешагивает за 50 миллионов. Уже сейчас гибель на дорогах стабильно входит в десятку основных причин смерти на земле, находясь на одном уровне или даже опережая диабет и малярию. А для возрастной группы 10-25 лет она является основным фактором смертности. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, если сейчас не начать предпринимать самые решительные меры, то к 2020 году смертность на дорогах может увеличиться вдвое, пропустив в этом страшном соревновании вперед только сердечно-сосудистые заболевания и самоубийства. Но даже опередив "чуму двадцатого века" - СПИД.

    Что касается актуальных ныне экономических аспектов, то и здесь безопасность на дорогах играет ключевую роль. Затраты, обусловленные травматизмом в результате дорожно-транспортных происшествий, составляют в мире в целом более 500 млрд долларов США ежегодно и стоят некоторым развивающимся странам до двух процентов ВВП.

    РГ : Расскажите, как идет подготовительная работа к ноябрьской конференции?

    Яковенко : Работа началась еще в прошлом году. В соответствии с распоряжением правительства начал свою работу межведомственный организационный комитет, занимающийся подготовкой конференции. Параллельно ведется работа на международном уровне при содействии Всемирной организации здравоохранения, курирующей в ООН проблематику БДД. Создан международный консультативный комитет из числа представителей стран и организаций, принимающих активное участие во взаимодействии в данной области.

    Российская Федерация через посольства за рубежом проинформировала страны - члены ООН о предстоящей конференции. Все без исключения государства позитивно отреагировали на наши предложения и планируют направить в Москву представительные делегации на высоком уровне. Это свидетельствует о заинтересованности мирового сообщества в проблематике безопасности дорожного движения. Рассчитываем, что на конференцию прибудут делегаты из большинства стран - членов ООН, а их - 192. Так что поистине "все флаги в гости будут к нам".

    РГ : Планируется ли организовать какие-либо параллельные мероприятия "на полях" конференции?

    Яковенко : В рамках конференции пройдет традиционная международная выставка по тематике безопасности дорожного движения. В ее ходе участники будут иметь возможность продемонстрировать последние достижения и перспективные разработки в таких областях, как системы безопасности на автомобильном транспорте, средства контроля за движением, информационные системы, средства организации дорожного движения и оборудования автомобильных дорог, оказания первой помощи пострадавшим в ДТП и т.д. Ожидается, что в выставке примут участие около 150 компаний.

    РГ : Не станет ли предстоящая в Москве конференция очередным "сбором бюрократов", который так и не приблизит решение еще одной острой мировой проблемы?

    Яковенко : Во-первых, необходимо привлечь самое пристальное внимание мирового сообщества к проблематике безопасности дорожного движения. Это уже будет хорошим результатом. Усилия, предпринимаемые национальными правительствами, сегодня просто несоизмеримо малы в сравнении со степенью и масштабами "тихой войны" на дорогах во всем мире. В практическом плане не исключено, что в итоговый документ московской конференции - министерскую декларацию, - возможно, будет внесено предложение принять резолюцию ГА ООН о провозглашении Десятилетия действий в области БДД (2010-2020 гг.). Объединенные усилия мирового сообщества на данном направлении, принятие новых универсальных стандартов безопасности и обмен передовым опытом спасут миллионы человеческих жизней.

    Поделиться