26.01.2009 03:00
    Поделиться

    Российский предприниматель берется решить проблему Байкала

    Почему мы вновь заговорили о байкальской проблеме? Да потому, что она вновь обострилась.

    Водооборот замкнулся и... споткнулся

    Байкальская вода вышла на массовый рынок и продается в Москве и других крупных городах по цене, в два с лишним раза превышающей цену бензина Аи-95 (см. "Российская газета" от 22 октября 2008 г., стр. 18). Де-факто и де-юре байкальская вода получила статус участника рынка как его стратегического ресурса, акции которого сразу подскочили до небес. И теперь от этих реалий никто не может отмахнуться - ни иркутская и бурятская власти, ни власть федеральная, ни Совет безопасности, ни Байкальская межведомственная комиссия, ни бизнес-сообщество России. Более двадцати коммерческих организаций уже качают воду из Байкала на продажу, ведут успешный бизнес. Одна из них в самом же городе Байкальске.

    Совершенно неожиданно для всех проблема обострилась после пуска в конце сентября 2008 г. новых очистных сооружений города Байкальска и замкнутого водооборота на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. После помпезных речей по этому поводу и похвальбы, что вот теперь, мол, Байкалу ничего не грозит, вдруг выяснилось, что грозит (еще как грозит!) и комбинату, и озеру.

    Комбинату - остановка, ибо он не может при замкнутом водообороте выпускать качественную беленую целлюлозу, которую покупает Китай и за которую платит достойную цену. А может производить лишь небеленую, за которую Китай дает 340 долларов за тонну. А заводская себестоимость продукта - 400 долларов тонна.

    Да и ее не очень-то желают покупать. Комбинат сразу оказался на грани банкротства, ибо убытки поперли по нарастающей - за июнь, июль, август, соответственно, 60-80-100 миллионов рублей. А тут еще кончилась древесина: вокруг Байкала тайгу обчистили, а из Забайкальского края и Амурской области не сумели заготовить и завезти. Завод остановили сначала на месяц. И новый генеральный директор БЦБК А. Дрибный заявил, что производство беленой целлюлозы и замкнутый водооборот - вещи несовместимые.

    У попа была собака...

    Теперь на комбинате и в городе заговорили о новой "соломинке" для тонущего БЦБК - об озоново-кислородной отбелке целлюлозы. Кстати, применить озоново-кислородную "пушку" для обезвреживания производственных стоков предприятия предлагали ученые Москвы еще в 70-х годах прошлого столетия. Демонстрацию такой технологической линии мы увидели тогда в одном из "ящиков" на Каширском шоссе в Москве. Впечатляющее было зрелище. Но процесс озоново-кислородной очистки стоков тогда же и был отвергнут: чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии круглосуточно для очистки многих десятков тысяч кубометров вредных стоков, требовалось построить... электростанцию специально для этих целей. Уж больно энергоемкая была эта технология.

    Теперь ссылаются на Финляндию, там-де такая технология отбелки целлюлозы снижает попадание особо вредных веществ в озеро - фенолов, хлоридов, взвешенных веществ и других - в 20 раз. Уверяют: и у нас так будет.

    В 20 раз по сравнению с чем? С теми "очищенными" стоками, которые ныне закачиваются в замкнутую (кольцевую) систему водооборота и на которых, оказывается, качественную целлюлозу не сваришь? Ибо с каждым новым оборотом, проходя хваленую биологическую очистку, вода становится все грязнее и грязнее и в конце концов превращается в раствор. Значит, все эти годы комбинат травил Байкал с двадцатикратной интенсивностью? И даже некоторые ученые мужи в едином порыве с административно-производственным хором вешали нам лапшу на уши, утверждая, что БЦБК вреда озеру не наносит. И в нашей стране нет такого закона, чтобы за злонамеренный обман общественности и государства привлекать лгуна к суду? И даже наша Дума так вопрос не ставит?

    Ну очень смешно

    А какие надежды возлагали на дорогущий замкнутый водооборот! Что он наконец-то решит раз и навсегда байкальскую проблему с загрязнением воды озера. И тянули, тянули из бюджета миллионы за миллионами. На "окончательное" решение проблемы.

    А теперь ставят государство перед дилеммой: либо "отмените" водооборот, либо мы остановим комбинат. Все разговоры нынче в Иркутске и в Байкальске идут по этому кругу. В этой шумной и крикливой говорильне участвуют депутаты и ученые, администраторы и менеджеры, экологи-проофессионалы и экологи-любители. Очевидно, что хозяева комбината и акционеры ОАО "Континенталь менеджмент" инициируют эту дискуссию, чтобы получить новые крупные инвестиции и отодвинуть реальное решение байкальской проблемы на неопределенный срок.

    Характерный штрих. На днях новый губернатор Иркутской области опубликовал в одной из самых читаемых в России газет программную статью. И поделился своим самым сокровенным желанием - стать для иркутян своим человеком. Каждому иркутянину - своим в доску.

    Статья объемна, с переносом со страницы на страницу, обо всем, что его, нового хозяина области, тревожит и что ему предстоит сделать "вместе с народом". И ни слова о Байкале. Как же так - прибайкальский народ спит и видит, когда же Байкал перестанут загрязнять, а новый губернатор, принимая такой перспективный регион, о жемчужине этого района - ни слова? Может, начинает реально действовать предупреждение президента РФ Дмитрия Медведева о том, что ссылки на экономический кризис не освобождают руководителей всех уровней от ответственности за загрязнение окружающей природной среды и приниматься не будут. Вот глава Иркутской администрации и счел за лучшее на этот раз промолчать.

    Также очевидно, что это не государственная позиция, а поза временщиков. Успешный выход на рынок байкальской воды реально ликвидирует надуманную альтернативу - либо целлюлоза, либо вода. В байкальском варианте целлюлоза - не конкурентный продукт. Байкальская вода - вот страховой и, естественно, восполнимый ресурс экономики Российской Федерации, размер которого гарантирован самой природой - 60 кубических километров самой чистой в мире воды в год.

    Давайте подсчитаем

    Возьмите калькулятор и посчитайте: 60 куб.км воды - ежегодный приток в Байкал, переведите в литры и умножьте на 56 рублей - по такой цене за литр продается она в европейской части России. Таким образом, каждый сможет убедиться, как мы сказочно богаты. Но почему-то еле-еле сводим концы с концами. Хотя, по признанию Запада, имеем лучшего в мире министра финансов.Неправильно, несправедливо это.

    Реально изменить дело к лучшему намерен известный иркутский бизнесмен, предложения которого (и проект) для обсуждения мы публикуем сегодня. И это не единственный проект, который предлагают думающие, инициативные предприниматели. В частности, высказанные и на последнем Байкальском экономическом форуме. Не пора ли их обсудить?

    Поделиться