27.01.2009 02:00
    Поделиться

    Кредиторам разрешили устанавливать размер выплаты вознаграждения арбитражному управляющему

    Арбитражные управляющие будут работать лучше и получать больше

    В этом году арбитражные управляющие смогут значительно улучшить свое материальное положение. Вступил в силу Закон N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который совершенствует процедуру несостоятельности и регулирует вопросы деятельности арбитражных управляющих. Данный документ был подписан президентом в предпоследний день уходящего года и для многих участников рынка стал новогодним сюрпризом. Поправки, по мнению экспертов, в целом носят позитивный характер и должны угодить всем участникам процедуры банкротства, кредиторам, предприятиям-банкротам и, самое главное, арбитражным управляющим. Потому что именно от них, по мнению экспертов, зависит, сколько денег получит кредитор и получит ли их вообще.

    В настоящее время, по данным минэкономразвития, процент удовлетворения требований кредиторов крайне низок. В России он составляет в среднем 28 процентов, тогда как в Великобритании, например, эта цифра составляет 85 процентов. Помимо этого, по оценкам экспертов, мы сегодня занимаем лишь 81-е место в мире по критерию удобства закрытия бизнеса. Так, если в Австралии в среднем бизнес можно закрыть за год, то у нас на это уходит три с лишним года.

    Эксперты связывают такой расклад дел с работой арбитражных управляющих, а точнее, с его вознаграждением.

    Дело все в том, что действующее законодательство о банкротстве не связывает размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражным управляющим, с результатами их труда. Минимальная сумма, которая отчисляется арбитражному управляющему, по закону при банкротстве предприятия, составляет 10 тысяч рублей. В результате банкротство, по мнению многих кредиторов, превращается в "самоокупаемую процедуру", направленную на содержание арбитражного управляющего и его команды. При этом до погашения задолженности кредиторам дело, как правило, не доходит.

    Сами арбитражные управляющие считают, что размер вознаграждения часто остается неадекватно низким и не отражает реальные трудозатраты при проведении процедур банкротства. Нет денег, значит, и нет стимула сделать свою работу хорошо. Чтобы у арбитражного управляющего не было соблазна зарабатывать деньги левым путем, необходимо повысить размер оплаты труда.

    В ответ на это заявление некоторые эксперты и участники рынка отвечают, что в первую очередь надо повышать не размер оплаты труда арбитражного управляющего, а контроль за его деятельностью, более того, необходимо вводить их финансовую ответственность. Потому что на практике постоянно встречаются случаи, когда арбитражный управляющий, назначаемый на предприятие после его банкротства, не пытается как врач спасти захворавшее предприятие от болезни, а распродает все его имущество. При этом вступает в сговор с другими бизнесменами, и имущество это расходится за копейки. В результате и предприятие страдает, и кредиторы, которые не успели к пирогу.

    Новый закон ставит точку в этих спорах. Теперь собрание кредиторов наделяется дополнительными полномочиями, и первое, что вправе делать кредиторы, это устанавливать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему, а также увеличивать размер фиксированной суммы его вознаграждения. Взамен закон корректирует требования к арбитражным управляющим, порядок осуществления ими деятельности, а также регулируются вопросы имущественной ответственности арбитражных управляющих.

    Как отмечает Елена Полеонова, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", изменений в закон о банкротстве вносится множество, но есть основные. Так, порядок возбуждения дела о несостоятельности стал проще - теперь инициатору процедуры банкротства нет необходимости обращаться в службу судебных приставов, достаточно решения суда о взыскании долга, говорит эксперт. Частично разрешен конфликт между требованиями граждан, перед которыми у банкрота есть задолженность по зарплате или чьему здоровью нанесен вред (социально значимые кредиторы), и требованиями залоговых кредиторов - от 15 до 20 процентов стоимости предмета залога теперь будут направляться на погашение долгов по зарплате и ущербу жизни и здоровью. Кроме того, определен предел затрат на процедуру банкротства в процентах от конкурсной массы, в результате чего, считает Елена Полеонова, у кредиторов появилось больше шансов получить удовлетворение своих требований. Помимо этого изменены сроки конкурсного производства - по новому закону суд вводит эту процедуру на срок до 6 месяцев (прежде первоначальный срок был 1 год), что поможет существенно сократить необоснованные расходы, отмечает эксперт.

    Азат Есекеев, юрисконсульт УК "Независимые директора", считает, что поправки, внесенные законом, можно разделить на несколько категорий. Одни изменения носят технический характер. Например, по тексту закона слова "процедура банкротства" заменены на слова "процедура, применяемая в деле о банкротстве". Другие изменения уточняют требования к арбитражным управляющим и касаются собрания кредиторов. Так, например, теперь в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса также представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, и представитель органа по контролю (надзору). Или, например, конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

    В целом, по мнению эксперта, поправки носят позитивный характер, и остается надеяться, что практика их применения пойдет на пользу.

    Поделиться