В последние месяцы на рынке алкоголя наблюдалось интересное явление - снижение продаж алкогольных напитков в денежном эквиваленте. Наш корреспондент обратился за разъяснением ситуации к директору Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадиму Дробизу.
- Что происходит на рынке? Неужели у нас стали меньше пить?
- Однозначно, что Россия не стала меньше пить, но в то же время уже в первой половине 2008 года началось заметное снижение числа потребителей в среднем ценовом алкогольном сегменте (от 100 до 200 рублей - и водка, и вино). Причинами стали рост инфляции и снижение уровня жизни группы условного "среднего класса". В последние годы (2003-2007 годы) эта группа активно формировалась. Шло перераспределение потребления легальной водки: с 2004 по 2007 год при постоянном объеме легального рынка водки сегмент водки от 100 до 200 рублей вырос в четыре раза.
В то же время в 2008 году (до кризиса) при сокращении продаж в сегменте от 100 до 200 рублей продолжался рост продаж в премиальном сегменте (дороже 200 рублей). В сегменте до 100 рублей в 2007 и 2008 годах активно росли продажи нелегальной, фальсифицированной и суррогатной продукции, а легальной - сокращались.
Сегодня продолжается перетекание спроса потребителей на более дешевую алкогольную продукцию. Кроме того, сократились продажи дорогого алкоголя. Сократились продажи алкоголя в ресторанах и барах - потребитель не хочет оплачивать наценку ресторана в 350 - 450 процентов.
- Что будет производить отрасль в условиях кризиса, если он затянется на годы?
- Думаю, в мире вырастет потребление крепкого алкоголя и дешевого алкоголя в целом, но не упадут радикально и продажи самого дорогого алкоголя. А вот потребление вина в мире снизится. Удар нанесен по среднему потребителю и в мире, и в России - то есть произойдет дальнейшее расслоение среднего сегмента потребления. Вероятен рост национального самосознания и национальных культур в государствах, а как следствие - рост потребления национальных алкогольных напитков.
Предприятия лишились кредитного рычага. Крупные и средние частные компании начинают понимать: им надо либо продаваться иностранцам, либо входить в долю с государством (на федеральном или региональном уровне); либо вливаться в состав многопрофильных, диверсифицированных и тем защищенных холдингов, либо искать иной путь работы на собственном оборотном капитале.
В дальнейшем, я полагаю, произойдет сокращение числа участников алкогольного рынка. Число компаний может сократиться на 25 процентов и более. Кризис приведет к упадку целого ряда на сегодняшний день крупных компаний.
В то же время возможна активизация западных крупных алкогольных корпораций на нашем рынке в условиях удешевления наших алкогольных компаний и брендов.
При этом очевиден рост производства легальной и нелегальной водки в период кризиса на 10 - 15 процентов; прекращение стремительного роста коньячного производства; некоторый рост производства дешевого вина до 100 рублей. Вырастет интерес к приличным российским винам в пределах 170 рублей за бутылку; прекратит свой рост и стабилизируется производство шампанских и игристых вин; в группе водки и ликеро-водочных изделий возрастет доля водки до 91 процента при снижении потребления изделий крепостью ниже 25 процентов, вырастет доля крепких отечественных горьких настоек.
- Президент России подписал 31 декабря прошлого года Указ о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Как участники рынка расценивают эту новацию?
- Становится ясно, что государство хотело бы теперь взять под контроль и легальные, и нелегальные финансовые алкогольные потоки.
Есть несколько важнейших положений в указе:
- служба находится "под правительством" (прямое решение вопросов и прямой спрос за результаты);
- служба занимается законодательным регулированием на федеральном и на региональном уровнях (то есть на ней будут политические вопросы закрытия и открытия рынков - вопрос "регионального сепаратизма" и проблемы лоббирования интересов федеральных компаний по проникновению на региональные рынки);
- территориальность службы (ее региональный охват), в регионах будут созданы территориальные органы;
- служба образована для выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом маловероятно, что целью данной политики станет госмонополия на алкогольном рынке на производство и оборот алкоголя. Целью политики будет установление монополии на контроль за легальными и нелегальными алкогольными финансами.
На службу возложены функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (служба должна будет знать все и, по нашему мнению, непосредственно регулировать легальное и нелегальное производство в России; кто-то недавно воспринял как шутку наше предложение о необходимости ввести квотирование на обеспечение - производство нелегальной водки для каждого региона России; на самом деле это было бы очень разумным и правильным и для поддержания местного производителя, и для вытеснения чужой нелегальной водки из регионов на начальном этапе). Каждый регион должен сам производить необходимое для него количество нелегальной качественной заводской водки для обеспечения малоимущих своего региона, рассчитать это количество для каждого региона несложно. Но зато все будет под контролем. Сегодня трудно предположить, случайным ли стало одновременное появление указа о создании нашей службы и попадание в список системообразующих компаний России "Росспиртпрома". Интригой остается - не станет ли "Росспиртпром" базой для создания Федеральной службы? Вторая интрига - кто возглавит ведомство?
- Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, пока работает в тестовом режиме, что будет с рынком, когда система заработает на полную мощь?
- ЕГАИС не имеет никакого отношения к готовности или неготовности алкогольного рынка. Это государство, а не рынок не готово внедрить эту систему. Рынок и так выполняет все пожелания государства.
Идея ЕГАИС - замкнуть всю информацию об алкоголе в рамках одной системы. Очень красиво на схемах, но практически и технически неосуществимо. Пока нет возможности "вставить" в эту систему каждую торговую точку, продающую алкоголь в России.
Поэтому система начала постепенно на ходу преобразовываться - из нее убрали оптовую торговлю. На сегодня в ней есть информация о производстве и импорте спирта и алкоголя. Но пользоваться этой информацией пока некому.
Автоматизированный контроль нужен на алкогольном рынке. Вот появится Федеральная служба, и ей информация из ЕГАИС понадобится, так как в России нет сегодня точной алкогольной статистики. А по поводу того, когда система заработает в полной мере, я в начале 2006 года (когда ее внедряли) сказал, что надо не менее пяти лет. Сегодня я бы передвинул срок ввода на более поздний период, хотя бы еще на три года.