Правом сократить ставку единого налога воспользовались лишь в семи регионах

В 2009 году региональные власти получили право сократить ставку единого налога, применяемую при упрощенной системе налогообложения (УСН) с 15% до 5%. Это касается лишь тех предпринимателей, которые платят налоги с чистой прибыли "доходы минус расходы". Пока облегчить жизнь представителям малого и среднего бизнеса решились лишь в семи регионах.

После того как правительство дало на откуп субъектам Федерации самостоятельно устанавливать дифференцированную налоговую ставку в диапазоне от 5 до 15 процентов, первыми узаконили это право в Кемеровской и Псковской областях. Ставка налога в обоих регионах снизится до 5%. Правда, в угольном регионе - при условии, что предприниматели получают не менее 80% дохода от реализации продукции по 25 видам экономической деятельности. Приоритет по начислению налоговой льготы отдан сельскому хозяйству и стройиндустрии, прокату бытовых изделий и производству косметических средств.

В Липецкой области и Ямало-Ненецком автономном округе законодательные органы снизили налоговую нагрузку для своих "малышей" на 10%. По словам заместителя главы администрации Липецкой области Вячеслава Щеглеватых, на видимые потери для бюджета власти пошли сознательно: "Эти деньги останутся у предприятий и дадут им возможность провести техническое переоснащение, расширить ассортимент товаров и услуг, при необходимости - перепрофилироваться. Но самое главное - на малых и средних предприятиях сохранятся рабочие места, а где-то будут созданы и дополнительные". А это значит, что бюджет не лишится налогов. Налоговое нововведение охватывает все без исключения 4400 предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, применяющих в области УСН. В результате, по прогнозам специалистов, количество налогоплательщиков, выбравших "упрощенку", может увеличиться вдвое. Следовательно, общее снижение налогового бремени для малого и среднего бизнеса уже в этом году составит в регионе около 400 млн рублей.

В Якутии и Ростовской области тоже сократили налоговую нагрузку - правда, только до 10%. Местные власти не захотели перекраивать бюджет и сокращать и без того тающие на глазах доходные статьи? Скорее всего, законодатели решили, что радикальное урезание налоговой ставки проблемы не решит, так как отраслевые предприятия, приносящие основную долю ВРП, все равно не вписываются в максимально допустимый уровень дохода налогоплательщика по упрощенке - 26,8 млн рублей. Тогда как, по оценке специалистов, для производственных и строительных предприятий оптимальным порогом для использования УСН должно быть 70-90 млн рублей.

Видимо, поэтому в Якутии с ее алмазно-бриллиантовым комплексом решили поддержать малый бизнес, снизив налоговое бремя лишь на 5%. По нашим данным, цена вопроса - менее 200 млн рублей при бюджете более 60 миллиардов. Шаг якутских властей в использовании налоговых инструментов можно считать дальновидным, учитывая, что в регионе лелеют амбициозную идею - довести к 2012 году количество занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 40% от всего трудоспособного населения республики.

По той же ставке будут платить налог и "упрощенщики" Ростовской области, здесь также снижена ставка единого налога УНС с 15 до 10 процентов. Для области этот налог был пусть не основной, но все же ощутимой статьей местного бюджета. По данным УФНС по Ростовской области, по УСН в консолидированный бюджет области за 11 месяцев 2008 года (данные за год еще обобщаются) поступило около 692 млн рублей. Просчитывая возможные последствия от снижения налоговой ставки, на Дону ожидают, что в 2009 году бюджет не досчитается около 216 миллионов. Компенсировать эту нехватку в области придется за счет сокращения расходной части бюджета. Главное, чего ждут власти от снижения ставки по УСН, - спасения малого бизнеса как такового.

- Но для нас главное - дать шанс предпринимателям, особенно малому бизнесу, - говорит глава комитета по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области Александр Энтин. - В условиях кризиса только малый бизнес может быстро реагировать на происходящие изменения, поэтому мы должны помочь ему, дать возможность для быстрого маневра на рынке. Кризис по времени совпадает с двумя общероссийскими тенденциями, и без того осложняющими жизнь предпринимателю: в последнее время происходит повышение стоимости земли, растет арендная плата. Наша задача в этой ситуации - смягчить последствия этих процессов. Мы и муниципалитетам сейчас рекомендуем соответственно снизить ставки местных налогов, в частности, вмененный налог, которые пока стараются брать по максимуму. Думаю, они должны услышать этот наш совет, как мы услышали рекомендацию главы правительства РФ по снижению "упрощенки". Кое-где по области это уже успели сделать, например в Волгодонске снизили ставку вдвое.

Сами местные предприниматели в большинстве своем пока не в курсе того, какие баталии кипят вокруг размеров ставок налогов, которые им придется платить. Многие из них узнали о пятипроцентном "подарке" властей от журналистов "РБГ". А Сергей Лавриненко, фирма которого работает в сфере информационных технологий, узнал о снижении ставки налога от бухгалтера. Сэкономленные проценты, по его мнению, погоду на предприятии серьезно не изменят: на 5 процентов ни нового проекта не затеять, ни расшириться не удастся.

Пока говорить о каком-то росте предпринимательской активности в ответ на снижение налогового бремени в регионах не торопятся. Вот и в Смоленской области, откуда совсем недавно пришла новость о решении властей до пяти процентов сократить "упрощенку", уповают на то, что эти меры помогут местным предприятиям какое-то время оставаться на плаву - уже более ста фирм заявляли о намерении свернуться. Поможет ли эта "пожарная" мера регионам и заметят ли экономию пяти процентов предприниматели, будет ясно только при подведении итогов квартала, то есть в апреле, а каким тогда будет финансовый климат в стране, никто не берется предсказывать.

комментарий

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России":

-Не стоит ждать того, что местные власти начнут массово снижать ставку единого налога УСН. Большинству регионов будет тяжело перестроиться, ведь тогда придется серьезно секвестировать программы, при том что дефицит бюджетных средств ощущается во всем. Только самые дальновидные субъекты способны на такой шаг.

Причем, заметьте, далеко не самые благополучные территории первыми решили узаконить уменьшение налоговой ставки. Если в Кемерове пошли на снижение ставки, а в Новосибирске нет, то в скором времени можно ожидать, что и бизнес может переехать в Кузбасс, если почувствует там для себя большую выгоду. А конкурентные преимущества после снижения ЕСН очевидны - в регионе активнее начнет развиваться бизнес.