С 1 марта будет создано новое ведомство по осуществлению кадастрового учета и регистрации

Медленно, но верно Россия приближается к созданию единого реестра недвижимости, включающего описание и объектов недвижимости, и прав на него. Для оптимизации этого процесса будет создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая будет находиться в ведении Минэкономразвития России. Соответствующий указ подписал президент РФ Дмитрий Медведев. Согласно документу с 1 марта 2009 года начнется реорганизация Роснедвижимости и Роскартографии.

Сегодня далеко не все земельные участки, не говоря уже о зданиях и строениях, полноценно оформлены и внесены в кадастр. Основная проблема состоит в сложности оформления земли в собственность как предпринимателями, так и гражданами. Чтобы оформить право собственности на земельный участок или строение на нем, приходится потратить на это не один месяц и обить пороги нескольких ведомств. Самое интересное: собрав все для регистрации, отстояв очередь, можно узнать, что сведения, которыми располагают ведомства, противоречат друг другу, и в результате в регистрации вам отказано. Кроме того, описание объектов недвижимости, их идентификация и привязка к местности зачастую не соответствуют друг другу. Такой разброс сведений представляет большую проблему для тех, кто работает с недвижимостью, так как они не всегда владеют информацией об ограничениях и обременениях, сопровождающих данный объект.

Ввиду множества поставщиков и неоднозначности информации возникают трудности с администрированием земельного и имущественных налогов.

Какие функции будут возложены на новое ведомство, его основные цели и задачи, куда после 1 марта необходимо будет обращаться гражданам и предпринимателям для оформления земельных участков и строений, для регистрации квартир, фирм и так далее? С этими вопросами мы обратились к заместителю министра экономического развития Игорю Манылову.

- Игорь Евгеньевич, какие цели и задачи будут поставлены перед новым ведомством?

- Основная цель службы - оказание более доступных и качественных услуг в сфере недвижимости и прав на нее, а также формирование российской инфраструктуры пространственных данных, востребованных во всех секторах российской экономики.

Необходимо обеспечить единство организации указанной системы с учетом всех функций, которые будут переданы службе после упразднения с 1 марта 2009 года Роснедвижимости и Роскартографии.

- Для чего понадобилось создание нового ведомства?

- Создание нового ведомства нужно для унификации административных процедур, повышения управляемости, технологического объединения информационных систем, что позволит снизить издержки государства, граждан и организаций.

На сегодняшний день ключевой задачей службы является обеспечение стабильности и устойчивого функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и картографии путем поэтапных преобразований данных систем.

Еще раз хочу отметить, что будет обеспечено эффективное, бесперебойное оказание государственных услуг в указанных сферах и преобразования не создадут дополнительных сложностей для пользователей системы.

- Куда после 1 марта необходимо будет обращаться гражданам и предпринимателям для оформления земельных участков и строений, для регистрации квартир и так далее? Что будет с документами, поданными в Росрегистрацию и Роснедвижимость до 1 марта 2009 года?

- Порядок принятия документов с 1 марта 2009 года существенно не изменится. В течение двух лет по мере внедрения новых административных процедур будет обеспечиваться возможность для граждан и предпринимателей обращаться в любой офис объединенного органа.

Устойчивое функционирование систем государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и картографии будет обеспечиваться путем поэтапных преобразований данных систем, чтобы избежать "сбоя" в осуществлении соответствующих государственных функций.

Первый этап реформирования не затронет структуру территориальных органов. В настоящее время Минэкономразвития России подготовило документы, в соответствии с которыми предлагается переподчинить новой службе территориальные органы Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. В то же время будет совершенствоваться деятельность территориальных органов, в том числе планируется усиление информационного взаимодействия. Кроме того, на данном этапе будет проводиться корректировка нормативной базы, подготовка к объединению территориальных органов и созданию единой структуры на региональном уровне.

На втором этапе предполагается по мере готовности территориальных органов проводить их объединение в конкретных субъектах РФ при одновременном осуществлении комплексного преобразования системы, затрагивающего все ее составляющие. На этом этапе будет осуществлена передача определенных функций в федеральные учреждения и проведена интеграция информационных систем. Также в целях повышения доступности и усиления контроля за качеством оказываемых системой услуг будет оптимизировано размещение и проведена централизация выполнения функций.

- Когда планируется завершить полностью объединение всех названных служб?

- Объединение территориальных органов реорганизованных Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии по субъектам РФ планируется в течение двух лет. До конца этого года мы планируем сформировать центральный аппарат новой федеральной службы путем объединения центральных аппаратов реорганизуемых федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, произойдет переподчинение подведомственных предприятий и учреждений новой федеральной службе.

Главное, что сегодня уже ведутся необходимые преобразования, которые позволят в дальнейшем снизить нагрузку на правообладателей, облегчить процедуру регистрации прав на недвижимое имущество.