Из-за финансового кризиса в конце прошлого года зашатались лидеры российского книжного рынка. Книг сейчас у них больше, чем денег. Но это не повод снижать цены на свою продукцию.
Посетители книжных магазинов буквально сметают с полок роман братьев Стругацких "Обитаемый остров". Породил новый "хит продаж" выход на экраны кинотеатров одноименного блокбастера Федора Бондарчука. По словам специалистов, читатели в России всегда активно реагируют на кино- и телепремьеры - бестселлерами в свое время были произведения Бориса Акунина, Сергея Лукьяненко, книги о Гарри Поттере. Барыши от интереса к творению Стругацких подсчитывают сразу несколько издательств. Однако, несмотря на бум новогодних продаж, в целом ситуация на книжном рынке оставляет желать лучшего. В конце 2008-го крупнейшая книготорговая сеть "Топ-Книга" стала задерживать платежи, аккумулируя средства для прохождения оферты по выпуску облигаций на 1,5 млрд руб. Испытывала серьезные проблемы и сеть магазинов "Букбери", в декабре проводившая переговоры с издательствами о заморозке долгов на 3-4 месяца.
"Топ-Книга" все-таки устояла, успешно пройдя оферту в середине декабря. Чтобы убедить инвесторов не возвращать бумаги в полном объеме, компания обнародовала антикризисный план мероприятий по сохранению устойчивости бизнеса. Но впереди у игроков книжного рынка непростые времена. По словам управляющего издательствами ИГ АСТ Олега Савича, весь 2008 год продолжалась стагнация рынка. "Он достиг пика насыщения по количеству наименований и тиражам, а рос только в денежном выражении", - констатирует Савич. Сейчас объем рынка, по разным подсчетам, составляет от $2,4 млрд до
$3 млрд (против $2 млрд в 2007-м). Однако, по словам специалистов, представления о росте на книжном рынке иллюзорны - экспансия в основном шла за счет некнижных сетей (гипермаркетов, супермаркетов), которые из-за серьезной долговой нагрузки теперь испытывают проблемы. При этом постоянно увеличивается ассортимент - издатели стремятся заполнить все возможные ниши. "Предложение наименований книг начало превышать все разумные пределы, что неизбежно приводит к снижению среднего тиража, - подтверждает Олег Савич. - Этот отраслевой кризис, активно проявившийся уже в начале 2008 года, накладывается сейчас на кризис финансовый".
"Когда тираж продается все медленнее, а большая часть тиража не продается - это опасно", - уверен гендиректор компании "Топ-Книга" Георгий Лямин. Кроме того, из-за кризиса в рознице сейчас наблюдается снижение товарооборота по сравнению с плановыми величинами на 10-15%. При дальнейшей стагнации спрос на книги, по разным оценкам, снизится на 5%, но за счет роста цен объем продаж составит 4-6%. Произойдет смещение спроса в сторону более дешевых изданий, снижение продаж профессиональной литературы. Тем более что ожидаемый рост популярности электронных и аудиокниг происходит не столь быстро. Сейчас, по подсчетам Олега Савича, доля аудиокниг и электронных изданий составляет не более 1-2% от традиционного книжного оборота.
Тем не менее для того, чтобы выжить, книжные магазины будут увеличивать долю "сторонней продукции", что в общем-то уже давно является общей тенденцией для развитых рынков. В частности, у первой в мире книготорговой сети, французской Fnac, продажи книг составляют лишь 18% оборота. У российских книжных ритейлеров объем некнижной продукции в магазинах пока не превышает 10% (правда, у "Топ-Книги", по словам Георгия Лямина, доля некнижных продаж в обороте 2008 года составила более 30%). Диверсификация может выступать в качестве одного из антикризисных инструментов в арсенале ритейлеров - стоимость аренды помещений должна снижаться, в то время как цены на книги будут продолжать расти. Именно на это рассчитывают почти все игроки рынка. Сейчас средняя цена книги достигла $5-6, что все равно не дотягивает до среднеевропейских показателей. Расти ценам поможет не только дальнейшее падение тиражей, но и ограниченность сбытовой инфраструктуры. По количеству книжных магазинов на душу населения Россия значительно отстает от европейских стран. В России один магазин приходится на 55-60 тыс. жителей, в то время как в Европе этот показатель составляет 10-15 тыс. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону - например, в декабре 2008-го сети "Букбери" уже пришлось закрыть три из 17 своих магазинов.
Результатом кризисных явлений, по мнению Георгия Лямина, окажется реструктуризация отрасли, которая произойдет во второй половине 2009 года, и будет связана с перераспределением сил на рынке. Сейчас на книжном рынке России можно выделить несколько явных лидеров - сети "Топ-Книга", "Букбери", "Новый книжный", "Буквоед", среди издательств по количеству наименований и тиражей в лидерах "Эксмо", АСТ, "Олма-Пресс", "Дрофа". В целом ситуация последние несколько лет практически не меняется, а прогнозы экспертов относительно быстрого роста книжного рынка не оправдались. Тем не менее перспективы есть. Отрасль не сильно закредитована, ориентирована на внутренний продукт, измеряемый рублями и слабо подвержена влиянию валютных рисков. Если раньше представители книжного рынка жаловались на отсутствие внимания со стороны непрофильных инвесторов, в нынешнее время это может оказаться преимуществом - по словам специалистов, компании привыкли развиваться "на свои", соизмеряя аппетиты. Исключения последних лет - покупка компанией РАИНКО Олега Дерипаски 64% сети "Букбери" да приобретение 10% "Топ-Книги" бывшим гендиректором "Системы Телеком" Сергеем Щебетовым.
Книгоиздатели и книгопродавцы не теряют оптимизма - по опыту прошлых лет книжный рынок страдает от экономических спадов меньше других. Часть людей, потерявших работу, увеличивает расходы на книги в силу появления большего количества свободного времени и недоступности других средств развлечений. Сейчас постоянные потребители "традиционных" книг составляют около 37-40% активного дееспособного населения страны. Однако вернуть России звание самой читающей страны все равно будет крайне сложно, даже в кризис, - согласно данным опросов, 44% населения вообще не читают книг.