Я наблюдаю новую, весьма тревожную для нашего общества тенденцию. Из маргинальной среды во вполне благополучную, даже сверхблагополучную сферу перекочевывают столь серьезные пороки, что это может изменить качественный состав социума. Я называю это явление гедонистический наркотизм.
Наркоманы всегда считались кончеными людьми. Их отторгало не только нормальное общество, но даже преступный мир. Отец, многие годы проработавший на "Скорой помощи", рассказывал, что в послевоенном Ростове было около трех десятков "морфинистов". Многие из них попали в наркозависимость после тяжелых ранений. Когда начиналась "ломка", наркоманы приходили к "Скорой" и вскрывали вены, чтобы получить спасительный укол. Их жалели и презирали.
Сейчас картина изменилась. Как прежде, опустившиеся маргиналы бредут к домам наркобаронов. Но это старая ветвь наркотизма.
А вот и новая: благополучные, успешные молодые люди подъезжают на "меринах" и "бэхах" к ночным клубам, проходят фейсконтроль и оттягиваются по полной, танцуя всю ночь под оглушительно гремящую "кислоту". Их вечер начинается не только с порции виски, но и с дорожки "кокса". Кокаин позволяет расслабиться, ощутить полноту жизни, испытать острое сексуальное влечение. Это "гедонистический" наркотизм, который получил настолько широкое распространение, что часто описывается в современной "гламурной" литературе.
На следующий день, отоспавшись, наркоманы-гедонисты идут в офисы, продолжают заниматься коммерцией или еще каким-либо способом "делать деньги". Они обидятся на слово "наркоманы", и к ним уже никто не относится как к маргиналам. Общественная мораль осуждает опустившихся бедолаг, делающих себе укол в подьезде, однако вполне либеральна к "искателям ощущений" в респектабельном клубе. Кстати, их владельцы, как правило, дистанцируются от работающих на их территории наркодилеров. Но не удивляются невиданной жажде посетителей, литрами пьющих воду по 150 рублей за бутылку (она приносит такой же доход, как торговля спиртным); не удивляются черным очкам и патологической неутомимости продвинутых "гедонистов".
Гедонистический наркотизм не бросается в глаза. Ведь уже привыкли к кокаиновому насморку микрозвездочек, владеющих умами и душами совсем молодых людей. Только одно обстоятельство смущает...
Лет тридцать назад "Литературная газета" опубликовала рассказ старушки-долгожительницы: "До революции у нас пил только Иван-мельник, и над ним вся деревня смеялась. А теперь смеются над агрономом-трезвенником - он из-за язвы совсем не употребляет..." Не получится ли так, что в скором времени молодежь будет потешаться над одинокими "лохами", которые не знают, как втирать в слизистые кокаин?