Министр юстиции Александр Коновалов поддержал идею чаще назначать судьями адвокатов, правозащитников и частнопрактикующих юристов.
- Я согласен с тем, что корпус судей, их кадровый потенциал должен не только в большей степени состоять из бывших сотрудников правоохранительных органов, но и из людей, поработавших в частных гражданских структурах: адвокатов, правозащитников, частнопрактикующих юристов, - заявил руководитель минюста. - Это позволит сблизить суд собственно с народом. Человек, который поработал значительную часть юридической карьеры среди людей, хорошо знает и понимает их интересы, обладает большим доверием и авторитетом.
Эти слова прозвучали на "круглом столе", на который министр юстиции пригласил известных правозащитников. В конце прошлого года глава ведомства законов пообещал сделать такие встречи регулярными и от своих слов не отказался.
Правозащитники высказали министру интересные идеи. Например, представители Общественной палаты РФ попросили приравнять адвокатов к следователям и прокурорам.
- Как может быть в стране устойчивая система правосудия, когда следователи, прокуроры обладают особым статусом, имеют право носить оружие, а адвокат может только жаловаться и ходатайствовать, - сказал член Общественной палаты адвокат Павел Астахов. - Я призываю вас защищать адвокатов.
По его словам, надо не только разрешить адвокатам носить оружие, но и создать такую систему, когда защитник на процессе будет чувствовать себя не "пасынком", а полноправным членом треугольника правосудия.
Кроме того, члены Общественной палаты разрабатывают законопроект об общественном контроле за детскими и социальными учреждениями. Напомним, что недавно был принят закон об общественном контроле в местах не столь отдаленных, и в 50 регионах уже сформированы наблюдательные советы. Но, по мнению правозащитников, гражданские инспекции должны появиться не только в тюрьмах. Не менее важно, чтобы они пришли в школы, детские сады, интернаты, собесы. Защитники прав человека уверены, что работы для них там непочатый край.
А председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева призвала чаще привлекать присяжных к рассмотрению дел. По ее словам, на Западе суды присяжных рассматривают около 95 процентов дел, в то время как у нас по закону судей из народа привлекают только на процессы по особо тяжким преступлениям. И в том случае, если о том попросит обвиняемый. Главное преимущество суда присяжных в том, что он действительно независимый и состязательный.
В начале февраля России предстоит пройти процесс универсального отчета в ООН. В связи с этим минюстом подготовлен доклад о соблюдении прав человека в России.
Между тем
Федеральная палата адвокатов РФ, Гильдия российских адвокатов и Федеральный союз адвокатов выступили с заявлением в связи с убийством адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Это вероломное убийство в самом центре Москвы адвокатское сообщество расценило как вызов гражданскому обществу и всей судебно-правовой системе.
В заявлении, которое подписали Евгений Семеняко, Гасан Мирзоев и Алексей Галоганов, сказано, что в надежной защите своих профессиональных прав в равной степени нуждаются все представители судебно-правовой системы: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, судебные приставы. Они призвали
руководителей органов судебной и исполнительной власти рассматривать каждый факт нарушения профессиональных прав адвоката, преследования или давления как посягательство на всю судебно-правовую систему и противодействие принципам правового государства.