Алексей Кудрин: Россия планирует выход на рынок внешних заимствований в ближайшие 2-3 года

Россия планирует выход на рынок внешних заимствований в ближайшие 2-3 года, заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин в Пекине. Привлекать кредиты страна начнет скорее всего уже с 2010 года. В изменении долговой политики виноваты низкие цены на нефть на мировых рынках, которые наносят ощутимый ущерб российскому бюджету.

О том, что Россия может пересмотреть стратегию госзаимствований, обратив взгляд не только на внутренний, но и на внешние рынки, впервые было сказано в декабре прошлого года. Тогда замминистра финансов Дмитрий Панкин отметил, что страна может вновь выйти на рынок внешних заимствований через 1-2 года в случае, если "хронически цена на нефть будет меньше 40 долларов за баррель и долгое время будет держаться ниже 30 долларов". Похоже, что в обозримой перспективе цены на нефть так и будут крутиться в диапазоне 30-50 долларов за баррель. Спрос на сырье из-за кризиса падает во всем мире. И России придется прибегать к заимствованиям. Еще и потому, что правительство не меняет расходные обязательства федерального бюджета в условиях сокращения темпов роста ВВП. Можно, правда, пойти по пути их сокращения. Однако государство на данный момент выбрало вариант, предусматривающий привлечение заемных ресурсов - для того чтобы сохранить темпы роста бюджетных расходов на прежнем уровне.

Долговая политика с 1998 года претерпела существенные изменения. Мы практически не прибегали к внешним заимствованиям на протяжении 10 лет.

Но вот на внутреннем рынке объемы заимствований возрастали год от года, и к 2010 году в соответствии с трехлетним бюджетом объем привлечения на внутреннем рынке должен достигнуть почти двух триллионов рублей.

Что касается внешних рынков, то брать кредиты у МВФ власти не хотят. "В течение 2-3 лет мы будем заимствовать на выгодных для себя условиях, но не у МВФ, а у мирового рынка, и не в этом году", - объяснил министр финансов Алексей Кудрин. Россия в свое время выпускала еврооблигации, напомнил он. Да и сейчас они есть на мировых рынках. Из общей суммы внешней задолженности в 40,21 миллиарда долларов на евробонды приходится 28 миллиардов.

Выход на внешние рынки более выгоден России, нежели кредиты МВФ, которые обременены кабальными - политическими или экономическими - условиями. Да и Россия за эти годы превратилась из реципиента в донора, подпитывая своими деньгами международные финансовые организации. К тому же не даст МВФ столько, сколько потребуется России, если что. Фонд сам стоит с протянутой рукой. Не хватает ему денег на борьбу с кризисом. Возникает, правда, вопрос: если не фонд, то кто?

Сегодня для любого государства, кроме разве что США, привлечение кредитов стало большой проблемой. Кризис повернул все таким образом, что внешние рынки либо оказываются достаточно дорогим удовольствием, либо продолжают оставаться закрытыми, особенно для России, из-за наличия огромного корпоративного долга. Да и непонятно, по какой доходности минфин будет предлагать евробонды в условиях девальвации рубля. Правда, ситуация через год изменится и у государства появится возможность привлечь зарубежные займы.

Тем не менее проще пойти на внутренний рынок. Что, к слову сказать, российский минфин и предполагает сделать в текущем году, выпустив государственных ценных бумаг на сумму свыше 500 миллиардов рублей. Однако и здесь возникает много "но".

В соответствии с законом о трехлетнем бюджете объем привлечения средств за счет выпуска государственных ценных бумаг к концу 2011 года должен приблизиться к трем триллионам рублей. Эти цифры, отметим, еще три-четыре года тому назад казались нереальными, так как темпы роста заимствований стали стремительно нарастать в последние год-два. Если в начале, к примеру, 2006 года государственный внутренний долг составлял 851,15 миллиарда рублей, то уже к началу 2008 года он вырос до 1,249 триллиона рублей. Дальше будет только больше. Причем из-за высокой инфляции в России минфину придется менять подходы в части управления внутренним долгом.

Под управлением госдолгом подразумевается качество работы как самих чиновников минфина, так и организаций-агентов, которые принимают решения о том, какие инструменты требуются рынку, в какое время, в каких объемах и т. д. К сожалению, минфин не воспользовался совершенно уникальной ситуацией, которая складывалась на российском внутреннем рынке последние два-три года, увеличив программу заимствований. Более того, год-два тому назад звучали заявления, что рынок изменится, на нем появятся новые инструменты. Но, к сожалению, эти слова не были доведены до дела.

И сегодня, отмечают эксперты, отсутствие новых инструментов существенно осложняет жизнь минфину, так как теперь ему придется конкурировать на внутреннем рынке не только с субъектами РФ, но и с крупными корпорациями. Последние вынуждены идти за деньгами на внутренний рынок, так как иностранные рынки для них в настоящий момент оказались закрыты. К тому же время низких процентных ставок, когда минфин еще год назад привлекал деньги на рынке под 7-9 процентов годовых, закончились. Существенно повысилась ставка рефинансирования, рубль девальвируется, в течение нескольких лет мы не выполняем показатели по инфляции. И если еще год назад, когда кризис только начинался, показатели по инфляции участниками рынка воспринимались как второстепенные, то сегодня мы видим, что стоимость денег подтягивается к показателям денежных агрегатов, которые определяет ЦБ. Деньги дорожают, и сегодня привлечь их по тем ставкам, которые были год-полтора тому назад, на рынке практически невозможно. Так что минфину придется формировать новые уровни доходности, которые превышают 10 процентов годовых.

И, наконец, в условиях высокой инфляции и ослабления рубля рассчитывать на то, что удастся размещать длинные бумаги, достаточно сложно. Опыт крупных корпораций показывает, что даже качественный заемщик не может привлечь сегодня деньги на срок длиннее двух-трех лет. Так что минфин окажется перед дилеммой. Увеличивая объем заимствований, ведомство должно четко продумать, как распределить его по срокам, а заодно по прохождению пиков платежей. Тем более что сегодня разместить 30-летнюю бумагу, к коим относят ГСО и некоторые виды ОФЗ, практически невозможно. Властям придется очень постараться, чтобы разместить даже 10- или 15-летние бумаги. И то скорее всего это будет сложно. Эксперты считают, что минфину в этой ситуации придется вернуть на рынок ГКО, предлагая бумаги со сроком погашения от года до пяти лет, пересмотрев заодно аукционную и налоговую политику. Аукционы скорее всего придется проводить еженедельно, как это было в конце 90-х годов. Что касается налогов, то для того чтобы госбумаги стали более привлекательными, не плохо было бы либо отменить, либо снизить налоговые ставки. В данном случае фискальной нагрузки налог на прибыль не несет, так как не дает бюджету больших поступлений, составляя доли процентов.

Минфин и предложил создать Российское финансовое агентство, которое займется вопросами управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, где скопилось свыше шести триллионов рублей, пенсионными деньгами, которые сейчас находятся у ВЭБа, более 350 миллиардов рублей. И передать агентству управление внешним и внутренним долгом Российской Федерации. Идея эта, правда, не нова. Подобные институты есть практически во всей Европе, создавались они в странах, где был значительный внешний долг, для того чтобы разделить управление долгом и денежно-кредитную политику. В России пока ситуация другая. Тем более что управлять таким "монстром" будет довольно сложно из-за конфликта интересов: с одной стороны, агентство будет заинтересовано в повышении доходности пенсионных вложений, с другой - в минимизации стоимости заимствований государства. А анализируя российский опыт по созданию такого рода структур, можно сказать, что действенного механизма по управлению всеми активами создать не удастся.