28.01.2009 14:50
    Поделиться

    Российский блоггер зарегистрировал свой ЖЖ как СМИ

    "Этот блог зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций как средство массовой информации", - пишет блоггер в своем журнале. В этом же сообщении приводится отсканированное свидетельство о регистрации информационно-познавательного издания общей тематики, расположенного по адресу http://ottenki-serogo.livejournal.com.

    Согласно документу, Сергей Мухамедов, указанный в свидетельстве как владелец СМИ, теперь может размещать в своем блоге рекламу "в соответствии с законодательством РФ о рекламе". Помимо этого, владелец СМИ несет ответственность за информацию, опубликованную в его блоге. Сообщение о регистрации блога как СМИ вызвало множество откликов как в блоге первопроходца, так и в других блогах, процитировавших сенсацию. Большинство пользователей интересуются, зачем это нужно? Но кроме этого, остается еще множество вопросов юридического характера. Например, несет ли владелец СМИ ответственность за комментарии, которые появляются в его зарегистрированном блоге.

    Есть и другие тонкости. Например, как отмечает один из комментаторов, если ранее журнал, размещенный на американском хостинге (сервера livejournal.com находятся в США) был под юрисдикцией США, то теперь автор полностью отдает себя в поле российского права. Другие комментаторы замечают, что процедура регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций для блоггеров-тысячников (журналов, которые читают более тысячи человек ежедневно) является обязательной.

    C 2009 года, согласно закону о СМИ (ст. 12), обязательной регистрации подлежат интернет-сайты с аудиторией не менее 1000 посещений в день. Таким образом, под понятие СМИ «попадают» любые регулярно обновляемые блоги. В том числе и личные дневники, различные форумы и чаты.

    Не совсем понятно также и то, каким образом зарегистрировано новое СМИ. Несмотря на то, что у пользователя платный акаунт, домен владельцу не принадлежит, а хостинг - как сказано выше - и вовсе американский. Сервис LiveJournal, на котором размещено новое СМИ, принадлежит компании SUP.

    Блог в прямом эфире

    прямая речь

    Сергей Мухамедов, блоггер, зарегистрировавший свой дневник в живом журнале в качестве электронного СМИ

    РГ: Для чего вы зарегистрировали свой блог как СМИ?

    Сергей Мухамедов: Для того, чтобы показать, что регистрация блогов возможна. Много было разговоров. Сначала о том,, что все блоги-тысячники нужно будет регистрировать. Потом о том, что зарегистрировать ЖЖ как СМИ нельзя. Приводилось множество аргументов, но подавать документы на регистрацию никто не пробовал. У меня уже был опыт регистрации бумажных СМИ. Так что процедура, а она довольно формальная, была мне известна. Надо заполнить 11 пунктов заявления и приложить заверенные копии документов. По закону отказать могут лишь в том случае, если будет указано, что в СМИ планируется публиковать материалы, пропагандирующие фашизм или чо-то иное, противозаконное. Я ничего такого в своем блоге публиковать не собираюсь. О чем я и заявил, указав в регистрационных документах, что это СМИ будет "информационно-познавательное общей тематики". И это всех устроило.

    РГ: Были ли какие-то трудности при регистрации блога?

    Мухамедов: Регистрировать блог я начал где то полгода назад. Для начала собрал все необходимые документы, и подал их на рассмотрение. По закону ответ должен быть дан через 30 дней. Спустя месяц с небольшим я получил отказ и это повторялось несколько раз. То язык указан русский, а название домена - на английском. Указал языки: русский и английский. Затем попросили указать объем информации, которая будет публиковаться в блоге. Я указал 50 Гигабайт (цифра совершенно произвольная). После чего вопрос был снят. В итоге, спустя полгода "Свидетельство о регистрации" было получено.

    Надо сказать, что регистрация СМИ - дело не бесплатное. Надо заплатить 3 тысячи рублей госпошлины. Еще около двух тысяч рублей ушло на услуги нотариуса, заверявшего документы.

    РГ: И все же, чего вы добились, зарегистрировав блог как СМИ?

    Мухамедов: Своими действиями я доказал, что зарегистрировать блог в ЖЖ как СМИ можно. Кроме того, я добился того, что мне теперь можно выступать в качестве журналиста, представителя официально зарегистрированного СМИ. То есть я могу подавать запросы в государственные органы о предоставлении информации. И мне должны отвечать как журналисту. Я могу аккредитовываться на всевозможные мероприятия как представитель СМИ. Тут возникает новый вопрос. У журналистов есть удостоверение с печатью. А какое удостоверение я должен выписать сам себе? И какую печать на нем поставить? Конечно, можно везде ходить с свидетельством о регистрации, но правовая коллизия налицо.

    РГ: Зарегистрировав свой блог, готовы ли вы нести ответственность за комментарии, оставленные в вашем блоге другими пользователями?

    Мухамедов: Я уже сказал, что ничего противозаконного в своем блоге я писать не буду. Что касается комментариев, то никакие комментарии в своем блоге я удалять не собираюсь. Это как прямой эфир на ТВ или на радио. СМИ не несет ответственности за сказанное в прямом эфире. Если человек в прямом эфире ругается матом - технически его можно только вывести из эфира. Но если эфир действительно прямой - зрители и слушатели уже все слышали. Так же и с комментариями. Они высказываются  в "прямом эфире" и я, как владелец СМИ, ответственности за них не несу.

    РГ: Планировали ли вы, зарегистрировав блог, зарабатывать на нем. На размещении рекламы?

    Мухамедов: Меня очень удивило, то слова о рекламе вызвали бурю эмоций. Строка о рекламе говорит только о том, что СМИ не является рекламным. И тут возникает тоже много правовых коллизий. Владелец платного аккаунта в ЖЖ может размещать в своем блоге рекламу? А если аккаунт не платный, а спонсируемый? И SUP возмьет и повесит в нем какой-то рекламный баннер. Чья это будет реклама - СМИ или компании СУП?

    В моем блоге не будет никакой рекламы, кроме той, что СУП сам поставит.  Но это не мешает мне зарегистрировать любой другой журнал, и написать, что это СМИ будет рекламным. И это тоже будет в рамках закона. Дальше начинается интересное. Например выясняется, что у человека, желающего зарегистрировать блог, никто не спрашивает документов, подтверждающих, что этот блог ему принадлежит. То есть любой человек может зарегистрировать популярный блог Артемия Лебедева или Антона Носика на себя или на любого человека с паспортом, и потом, уже как законный владелец зарегистрированного СМИ, подавать, например, в суд за украденные тексты, фотографии и другие объекты авторского права. 

    У меня буквально на днях украли пост о тайных знаках. Одно волгоградское издание перепечатало его в газете и разместило как авторскую заметку на своем сайте. И если раньше можно было сказать, что это украдено из блога, авторские права в котором никак не прописаны, то сейчас получается, что информация сворована из одного СМИ и перепечатана в другом. Для меня эта история закончилась счетом за международные телефонные переговоры и пока я не собираюсь судиться. Но что будет дальше - никто предсказать не может.

    РГ: Как на ваши действия отреагировала компания СУП?

    Мухамедов: Пока СУП молчит. 

    Поделиться