Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл

27 января Москве открылся Поместный Собор, который должен был избрать Патриарха Московского и всея Руси. В Храме Христа Спасителя собрались 702 делегата из 64 стран мира - архиепископы, епископы, священники, монахи, миряне - и выбрали шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Предшествующий Поместному Архиерейский Собор, прошедший в минувшее воскресенье, выдвинул на Патриарший Престол трех кандидатов. Это митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Вопреки прогнозам журналистов, ожидающим, что Поместный Собор выдвинет своих кандидатов, кроме тех, что предложил Архиерейский Собор, этого не произошло. Инициатором отказа от дополнительного выдвижения кандидатов в Патриархи на Поместном Соборе выступил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, он предложил соборянам отказаться от дополнительного выдвижения кандидатов и был поддержан.

Другой принципиальной новостью второй половины дня стал самоотвод на Поместном Соборе митрополита Минского и Слуцкого Филарета, третьего кандидата, выдвинутого Архиерейским Собором. Взявший самоотвод митрополит объяснил свой поступок заботой об укреплении единомыслия среди соборян.

- Мы должны быть единодушны, поэтому я и снял свою кандидатуру. Это не знак какого-то негатива, протеста, - подчеркнул он, добавив, что знает владыку Кирилла 20 лет, и указал на "его целеустремленность к интересам Церкви".

- Собор исполнен единодушия и устремлен в будущее с любовью и с дерзновением. Мы верим, что Господь укажет самого достойного, самого нужного для Церкви в этот момент человека... Общее настроение на Соборе хорошее, духовное, трезвое. Все немного озабочены, немного нервничают, и это понятно. Я не первый раз принимаю участие в Соборе и то волнуюсь, - признался архиерей.

Таким образом выяснилось, что Поместный Собор будет выбирать из двух кандидатов - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Калужского и Боровского Климента. Голосование завершилось около 18:30. Урны, в которые участники Собора опускали бюллетени, были опечатаны и вынесены из зала. Начался процесс подсчета голосов.

- Это не такая быстрая процедура,- объяснил журналистам диакон Александр Волков, - она займет как минимум 3 часа.

Каждый член Счетной комиссии должен был проверить каждый из поданных бюллетеней.

- Будет настолько сильная система взаимной проверки, что что-либо подтасовать, сманипулировать будет очень и очень сложно, - уверяли журналистов.

Объявление официальных результатов голосования можно было увидеть в прямом телеэфире "Вестей". Действительными были признаны 677 бюллетеней для голосования. За митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла было подано 508 голосов, за митрополита Калужского и Боровского Климента - 169 голосов. Таким образом, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Патриархом был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

На вопрос, согласен ли он принять этот сан, митрополит Кирилл ответил: "Избрание меня Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю. Благодарю и немало вопреки глаголю". Шестнадцать ударов Большого Царского колокола Храма Христа Спасителя возвестили об избрании шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси.

Мнение

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московской Патриархии: В отличие от журналистов, утверждающих, что проходящий Поместный Собор беспрецедентно закрытый, я могу сказать, что, наоборот, он беспрецедентно открытый. Ничего подобного не было ни на одном из Поместных Соборов.

То, что Церковь решает внутренние проблемы без посторонних ушей, это нормально. Я не уверен, что, когда происходит какое-нибудь заседание акционеров "Газпрома", внутренние проблемы "Газпрома" обсуждаются так же открыто, как наши внутренние проблемы на Поместном Соборе. Наоборот, меня даже немножко пугает резкое повышение демократичности церковных структур и церковной жизни. Проникновение ложно понятого демократизма в Церковь не всегда благотворно на нее влияет. В последнее время церковные люди отмечают серьезный кризис иерархичности. Наша "вертикаль" часто становится кривой "вертикалью".

Кризис иерархичности - это и кризис авторитета. Конечно, в этом кризисе во многом, может быть, виноваты и те люди, которые должны быть авторитетами. Но не только. А когда прихожанин устраивает в храме скандалы со священниками, с духовниками?! А когда диаконы начинают помыкать и управлять архиереями, давать им указания?! А архиереи при этом могут не слушаться Патриарха. Такой ложно понятый демократизм внутри Церкви только разрушает ее.

Церковная иерархия построена по Евангельским законам. И очень печально наблюдать их нарушение. Я уже привык к тому, что миряне в грубой форме обсуждают процесс выборов Патриарха. Но когда к этому подключаются клирики, которые под прикрытием поисков "Правды Божией" дискредитируют Церковь, создавая ей образ какой-то лавочки, где то и дело идет возня и торжествует злоба, это печально. Ничего подобного нет. Есть конфликты и внутри Церкви, они неизбежны, но Церковью они должны решаться в духе любви и приоритетов тех ценностей, которые даны нам в Евангелии. А не в духе либерализма или ложно понятого демократизма. Иначе мы еще долго будем отираться от грязи, в создании которой участвовали и священнослужители.

Президентское послание Поместному Собору РПЦ

Делегатам Поместного Собора Русской Православной Церкви

Уважаемые делегаты Поместного Собора Русской Православной Церкви!

Сердечно поздравляю вас с историческим событием в жизни Русской Православной Церкви - созывом высшего органа церковной власти - Поместного Собора.

Особенность нынешнего Поместного Собора - широкое представительство на нем делегатов от священнослужителей, монашествующих и мирян, а также исключительная важность задач, которые стоят в повестке дня. И прежде всего - это выборы Патриарха Московского и всея Руси.

Уверен, что решения Собора послужат дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества Русской Православной Церкви и государства, сохранению в России межрелигиозного согласия, утверждению идеалов добра, мира и справедливости. Окажут позитивное влияние на духовную жизнь граждан России, православных христиан всего мира.

Желаю вам успешной и плодотворной работы и всего самого доброго.

Д. Медведев

Прямая речь

Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, избранного вчера в конце дня Патриархом Московским и всея руси, стал отчетом о самых важных итогах и событиях церковной жизни. Речь в нем шла не только о дне вчерашнем, сегодняшнем, но и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем.

<...> Мы - иерархи, пастыри, монашествующие, миряне - прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути Русского Православия в XXI веке. Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Нам надлежит дать оценку последних восемнадцати с лишним лет, ставших временем Второго Крещения Руси. Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем.

О том, что сделано

<...> Для того чтобы представить себе масштабы количественных изменений, необходимо привести данные о состоянии церковной жизни, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. Сейчас мы видим принципиально иную ситуацию. По состоянию на конец 2008 года в Русской Православной Церкви - 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29 263 прихода. Общее количество духовенства - 30 670 человек, из них священников - 27 216, диаконов - 3454.

<...> Были открыты и восстановлены многие монастыри, имеющие общецерковное значение и особо почитаемые верующим народом. Среди них - Александро-Невская лавра, Соловецкий монастырь, Серафимо-Дивеевская обитель, Святогорская Успенская лавра, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и многие другие обители, перечисление которых было бы невозможно в рамках настоящего доклада.

<...> На протяжении двух минувших десятилетий были канонизованы более 1700 святых, что стало ответом Русской Церкви на поставленный перед ней обществом вопрос о духовном преемстве с христианами предшествовавших веков и об оценке подвига церковной иерархии, клира, монашествующих и народа в эпоху лютых гонений.

О единстве Церкви

<...> Заслугой Святейшего Патриарха Алексия II и почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Преосвященного митрополита Лавра, несомненно, является восстановление общения Церкви в Отечестве и в зарубежье. <...> День Вознесения Господня 17 мая 2007 года, когда в Храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении, а затем единство Поместной Русской Церкви было запечатлено совместным совершением Божественной литургии, поистине стал историческим днем торжества Русского Православия, духовного преодоления тех ран, которые были нанесены нашему народу революцией, Гражданской войной, пропастью, разделявшей тех, кто нес крест изгнания, от их собратьев, страдавших под игом безбожной власти на Родине.

О миссионерской работе и воспитании духовности

Почивший Святейший Патриарх не раз подчеркивал, что главной задачей, стоящей перед Русской Церковью сегодня, является возрождение человеческих душ, очищение человеческих сердец, приобщение людей к вечным духовным ценностям Православия. В условиях общества, которому в течение многих десятилетий жестко навязывалось безбожие, Церкви предстояло прежде всего возродить миссионерское служение среди собственного народа. Вопросам миссии был посвящен Архиерейский Собор 1994 года, который принял определение "О Православной миссии в современном мире", а также ответил на поставленные временем вопросы о противодействии сектантству, неоязычеству и оккультизму. Вскоре началась деятельность специального Синодального отдела, была создана семинария с миссионерской направленностью. Миссионерские структуры появились во многих епархиях.

О социальной деятельности Церкви

Проявлением духа христианской любви является социальная деятельность Церкви, ее служение тем, кто более всего нуждается в проявлении заботы и жертвенности: это пожилые и страдающие от недугов люди, сироты, инвалиды, лица, находящиеся в заключении. Вопреки полному разрушению системы церковной благотворительности в советское время ныне успешно действуют церковные приюты, клиники, службы помощи больным и бездомным, реабилитационные центры, школы и курсы сестер милосердия, благотворительные столовые, другие социальные учреждения.

О взаимоотношениях Церкви с обществом

<...> После разрушения искусственных барьеров между Церковью и народом многие люди ощутили свою принадлежность к Православной вере и культуре. Сегодня большинство граждан России, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также многие жители сопредельных стран называют себя православными, хотя подчас остаются малоцерковными людьми. Такое состояние общества было и остается серьезным вызовом для нашей Церкви.

Большая работа сегодня ведется для того, чтобы в общедоступных школах дети имели возможность познакомиться с Православной традицией. <...> В последние годы мы активно добиваемся внесения изменений в образовательную программу средних школ, что позволило бы приобщить молодое поколение на основе свободного выбора детей и родителей к духовным, нравственным и культурным ценностям Православия. Церковь и школа призваны сотрудничать в деле духовного воспитания новых поколений.

О взаимоотношениях Церкви и науки

<...> Стал уходить в прошлое миф об антагонизме веры и знания. Русская Церковь открыта к диалогу с научным сообществом, и свидетельством этому стали многие совместные конференции богословов и светских ученых. Тем не менее развитие науки ставит перед обществом новые мировоззренческие и этические вопросы. И Церковь указывает на необходимость восстановить утраченную связь научного знания с духовными и нравственными ценностями.

О взаимоотношениях Церкви и культуры

<...> Церковь всегда стремилась сделать культуру христоцентричной, выражающей неизменные истины и ценности. <...> Период между двумя Поместными Соборами стал временем стремительного развития многоразличных форм взаимодействия Церкви и мира творчества. Об этом свидетельствует рождение целого ряда крупных церковно-общественных и церковно-государственных проектов в области культуры во многих странах...

О защите социальной справедливости

Наша Церковь не раз возвышала свой голос в защиту социальной справедливости, которая является необходимым условием стабильности и мира в обществе. Она призывала к социальной ответственности предпринимателей, указывала на необходимость справедливого распределения национальных богатств и поддержки государством наиболее уязвимых слоев населения.

Об отношениях с инославными конфессиями

Отношения нашей Церкви с инославными конфессиями за рассматриваемый период претерпели ряд серьезных испытаний. После политических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х годов на открывшееся пространство бывшего Советского Союза хлынул поток миссионеров. Они попытались обратить в свою веру массы людей, которые, как они считали, поголовно являлись атеистами, давно утратившими духовные корни. Вместо взаимной поддержки, которую мы чувствовали со стороны ряда инославных объединений в годы притеснений со стороны безбожной власти, Церковь наша столкнулась со стремлением потеснить ее, лишив возможности восстановить свое духовное влияние на народ. В большинстве своем активным прозелитизмом занимались проповедники из всевозможных протестантских деноминаций, но мы с горечью увидели в рядах новоявленных "просветителей Руси" и представителей католического духовенства и монашеских орденов.

Впрочем, сегодня можно смело сказать, что народ наш успешно выстоял против сильнейшего прозелитического натиска извне. Это произошло благодаря твердости в Православной вере миллионов простых людей, а также непреклонной позиции и решительным действиям Священноначалия Московского Патриархата.

О тех, кто вдали от Родины

После распада СССР и падения "железного занавеса" начала увеличиваться диаспора Московского Патриархата. В настоящее время она, по оценочным данным, составляет около 30 миллионов человек. Соотечественники, оказавшиеся вдали от Родины, чувствуют особую потребность в духовном утешении и пастырской заботе. Ответом на эту нужду стало открытие в различных странах многих новых приходов, которые объединяют людей не только в церковном, но и в культурном отношении.

...За минувшие 18 лет количество церковных учреждений Московского Патриархата в "дальнем зарубежье" значительно возросло и составляет сегодня более 330 приходов и монастырей, а также 90 Воскресных школ в 51 стране мира.

...Русские Православные храмы возведены и в европейских столицах, и в странах Латинской Америки, Азии, Африки. Реставрируются или создаются вновь храмовые здания при российских посольствах.

О катехизации и Воскресных школах

Миссионерские и церковно-общественные труды приводят людей в Церковь. Но затем их нужно приобщить к литургической жизни, научить истинам христианства и, более того, помочь осуществить эти истины в своей жизни. Вот почему сегодня так важны катехизация и массовое религиозное просвещение. Одним из его средств стали Воскресные школы, призванные служить воцерковлению не только детей, но и взрослых. На сегодняшний день при храмах Русской Православной Церкви действует 11 051 Воскресная школа.

О тиражах

После падения государственной богоборческой системы были созданы новые церковные издательства, во множестве возникли православные средства массовой информации. Все они приняли самое активное участие в просветительской и катехизаторской работе. Большими тиражами переиздавались Священное Писание, богослужебные, вероучительные и святоотеческие тексты. Активно выпускались книги церковно-исторического, научно-богословского, философского и религиозно-общественного характера. Массовой стала миссионерская и духовно-назидательная православная литература. Появились художественные произведения, которые осмысляют жизнь современного человека в свете православного мировоззрения.

Об Интернете

В минувшие два десятилетия наша Церковь освоила новые формы проповеди, в том числе с использованием современных технологий. В этом отношении мы уже опережаем многих не только в православном мире, но и вообще среди крупнейших религиозных сообществ. В частности, постоянно велась и ведется благовестническая работа через Интернет. Возникли и стабильно работают православные телеканалы и радиостанции, программы и рубрики на светском радио и телевидении. Отдельного упоминания заслуживает фундаментальный научно-издательский проект "Православная энциклопедия", расширяющий свои рамки за счет пространства эфирных и электронных СМИ.

О хозяйственной деятельности Церкви

При непрестанном попечении Святейшего Патриарха происходило совершенствование хозяйственной деятельности Церкви, решались вопросы обеспечения храмов необходимой богослужебной утварью. Была реорганизована и значительно расширена деятельность художественно-производственного предприятия "Софрино" - уникального церковно-промышленного центра, возрождающего древние традиции церковных мастеров.