29.01.2009 01:00
    Поделиться

    Фильм о молодеющем старике собрал тринадцать номинаций на "Оскар"

    За 12 лет моего присутствия на объявлении номинантов ни разу еще журналисты не встречали шорт-лист каждой главной категории таким единодушным удивлением.

    Логика академиков казалась странной: некоторые качественные фильмы в пульку не вошли, иные, не чересчур выдающиеся, присутствовали во множестве номинаций.

    Больше всех номинаций - 13! - собрала "Загадочная история Бенджамина Баттона" (режиссер Дэвид Финчер). История действительно загадочная. Младенец Бенджамин Баттон родился глубоким стариком и, путешествуя по линии жизни, становился все моложе, пока не умер в состоянии грудничка. По ходу дела, соприкасаясь с историческими событиями, он оказывался в разных местах, в том числе и в России, снятой, как и положено, с щедрой примесью клюквы. Главное оружие фильма - технические ухищрения, позволившие подмонтировать обезображенную старостью голову Брэда Питта к телу дитяти. Брэд Питт получил номинацию в категории "Лучший актер" не просто заслуженно, но и ожидаемо. Время от времени в Голливуде образуется кучка знаменитостей, у которых все есть - высокие гонорары, обожание публики, любовь индустрии, и нет только "Оскаров". До недавнего времени три наиболее популярных актера: Том Круз, Брэд Питт и Джордж Клуни - принадлежали к этому клану обездоленных. Пару лет назад Клуни получил заветную статуэтку, оставив своего друга Питта в напряженном ожидании. Так что если Питт получит "Оскара", то обделенным судьбой останется Том Круз, и без того стремительно выходящий в тираж.

    История бедного индийского юноши, ставшего миллионером благодаря природной смекалке и закаленному трущобами характеру, принесла создателям фильма "Миллионер из трущоб" десять номинаций.

    Удивительно, что попавший в финал "Миллионер" не потянул за собой ни одной актерской номинации, но не менее удивительно, что фильм, собравший четыре актерские номинации - Мерил Стрип в главной роли, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс и Виола Дэвис в ролях второго плана (случай очень нечастый), в финал не попал. Я имею в виду "Сомнение" - историю о том, как в католической школе священник подружился с учеником, а учительствующие там монахини заподозрили, что это не дружба, а несколько иное чувство. Монахинь тоже можно было понять. Во-первых, потому, что по Америке продолжают катиться скандалы гомосексуальных связей между священниками и "алтарными мальчиками", а во-вторых, потому что главную сомневающуюся играет великая Мерил Стрип, способная заставить поверить во все что угодно, даже в откровенную чушь. Для Стрип это пятнадцатая номинация! Она оставила далеко позади Кэтрин Хепберн и Джека Николсона с их двенадцатью, но беда в том, что у Хепберн было четыре "Оскара", у Николсона - три, а у Стрип - только два.

    В этой же категории номинирована актриса, которой тоже уже неприлично не дать "Оскара". Я имею в виду Кейт Уинслет, для которой номинация в фильме "Чтец" за роль нацистской надсмотрщицы в концлагере стала шестой, при том что статуэтку она не получала ни разу. Уинслет - актриса выдающаяся, и в "Чтеце" она сыграла классно, но все-таки ее роль в фильме о том, как молодое поколение в послевоенной Германии с ужасом узнает правду о Холокосте и о том, что делали их родители, - эта роль не главная. Уинслет получила "Золотой глобус" за роль второго плана, что было и разумно, и справедливо. Правда, там она получила приз и за главную роль, но уже в другом фильме - "Дорога перемен".

    Вошедший в этом году в пятерку лучших фильмов "Чтец" Стивена Долдри - фильм, сделанный очень неплохо, с захватывающим сюжетом, но гораздо ниже его же "Часов", заслуженно получивших девять номинаций в 2003 году. Сэм Мендес же, базируясь на истории американского пригорода, снял сильный фильм в чеховской традиции, безукоризненный по стилистике и редкий по глубине. В "Дороге перемен" семейная пара пытается вырваться из засасывающей рутины нью-йоркского пригорода 50-х годов в Париж. Конечно, ничего не получается, жена гибнет, а муж покоряется обстоятельствам. По мнению критиков, Уинслет и Леонардо Ди Каприо сыграли в этом фильме свои лучшие роли, но их работы, как и сам фильм, не привлекли внимания академиков. Номинация Майкла Шэннона за роль второго плана - слабое утешение.

    В итоге, как часто бывает, в конкуренции Стрип - Уинслет награду может получить кто-то третий: либо Энн Хэтэуэй ("Рейчел выходит замуж"), либо Анджелина Джоли ("Подмена"), либо Мелисса Лео ("Замерзшая река").

    Рон Ховард - любимое дитя Голливуда, работающий в киноиндустрии с семилетнего возраста и вовремя мудро сменивший профессию, став из неплохого актера крепким режиссером второго ряда, на этот раз не побоялся вступить в конкуренцию с самим Оливером Стоуном. Тот в 1995 году снял фильм "Никсон" с Энтони Хопкинсом, Ховард же положил в основу своей картины "Фрост против Никсона" знаменитое интервью британского журналиста Дэвида Фроста с опальным президентом. В этом интервью столкнулись два мировоззрения: молодого либерала, для которого закон и свобода - превыше всего, и матерого волка, знающего лишь политическую целесообразность и отождествляющего себя с государством. Никсон умнее Фроста, но эпизод за эпизодом Фрост побеждает в силу твердой нравственной почвы, на которой он стоит. "Фрост против Никсона" получил 5 номинаций, в том числе за лучший фильм.

    Фильм "Харви Милк" Гаса Ван Сента, замыкающий пятерку номинантов, - биографический. Харви Милк - первый открытый гей, занявший выборную должность в штате Калифорния. Он был избран членом Сан-Францисского горсовета, боролся против дискриминации сексуальных меньшинств и был убит фанатиком вместе с тогдашним мэром Джорджем Москоне, поддерживавшем Милка в его борьбе. За роль Харви Милка в категории "Лучший актер в главной роли" был номинирован Шон Пенн.

    Кстати

    Неожиданностью стал и скромный успех на "Оскаре" самого кассового фильма года "Темный рыцарь". Он хоть и получил 8 номинаций, но 7 из них - в явно второстепенных категориях, и только покойный Хит Леджер был номинирован за роль Джокера в категории "Лучшая мужская роль второго плана".

    Поделиться