В орловский корпункт "РГ" обратилась одинокая мать Валентина Крылова. Она рассказала о том, как одним росчерком пера мэрия превратила ее 15-летнюю дочь в "лицо без определенного места жительства".
Год назад дом, где жила Валентина с дочерью Ниной, сгорел.
- Мы лишились всего, - рассказывает Валентина Крылова. - Не осталось даже одежды. Соседи помогли, чем смогли. Получили мы и единовременное пособие - 25 тысяч рублей. Мэрия предоставила однокомнатную квартиру в доме маневренного фонда. Там и живем.
В феврале 2008-го мэр Александр Касьянов подписал постановление, поручив на три года "заключить с Крыловой договор социального найма специализированного жилого помещения маневренного фонда без права регистрации".
Последние три слова испортили Крыловым жизнь. Валентина до сих пор прописана на пепелище. У дочери паспорта нет вообще - не выдают, хотя ей уже исполнилось 15.
- Паспорт не дают потому, что девочку негде регистрировать, - рассказывает Валентина Крылова. - Объяснили так: прописывать по прежнему адресу нельзя, там дома нет. Регистрировать в новой квартире нельзя, так как в постановлении мэра сказано: без права регистрации. Говорят, если выдадим паспорт без прописки - узаконим статус девочки как бомжа. А без паспорта она разве не бомж?
Крыловых предупредили в школе - для допуска к сдаче ЕГЭ надо обязательно предъявить паспорт. Иначе экзамена не будет. Нина - круглая отличница - занервничала еще больше. Учеба у нее на первом месте. На фоне стресса у девочки резко ухудшилось зрение - упало до минус пяти единиц. Для Нины это почти трагедия - областная детская библиотека дважды признавала ее самой читающей школьницей Орловщины...
- Я не раз приходила на прием к чиновникам, - уверяет Валентина Крылова. - Меня не слышали или не хотели слышать. В лучшем случае предлагали продать земельный участок и купить домик в деревне. Или говорили: страховать надо было дом.
Обращалась Крылова и к губернатору. Глава области Егор Строев поручил выделить погорельцам дополнительную материальную помощь - 450 тысяч рублей. Соответствующий проект постановления коллегии был готов еще летом. Об этом Крыловой письмом сообщил начальник областного управления соцзащиты Николай Ужокин. Несколько месяцев проект пролежал без движения, а затем Ужокин вдруг заявил, что "дополнительная помощь по случаю стихийного бедствия законодательством области не предусмотрена".
Казалось бы, замкнутый круг? Однако когда Крыловы пришли со своей бедой в корпункт "РГ", первым делом им была организована бесплатная юридическая консультация. По единодушному мнению юристов, фраза "без права регистрации" незаконна. Правильнее было бы написать "с правом регистрации по месту жительства". Это подтвердили и в прокуратуре. По закону при смене места жительства гражданин обязан зарегистрироваться в семидневный срок. Регистрация не порождает прав собственности на жилье - она нужна для учета. Следить за соблюдением сроков обязаны должностные лица, ответственные за регистрацию. Почему они не обеспокоились тем, что новые жильцы не могут "прописаться" в квартире, загадка. Кстати, за подобное бездействие в административном кодексе предусмотрен штраф.
После обращения "РГ" в мэрию там сразу вызвались помочь. Постановление изучили в правовом управлении. Оно требует экспертизы. Скорее всего, злополучная фраза будет изменена. Потребуется время - процедура предполагает многократное визирование. Только после этого Нина сможет, наконец, получить паспорт и допуск к ЕГЭ.
Директор школы N 35 Анна Скоблякова пообещала корреспонденту "РГ": экзамен девочка будет сдавать в положенные сроки.