Наши умеют делать не хуже
Рената Литвинова, актриса:
- Быть патриотом - это всегда хорошо, это прилично. И конечно, хорошо бы, чтобы в магазинах все люди, делая покупки, были патриотично настроены. Правда, при выборе автомобиля я, разумеется, патриотическими чувствами не смогу руководствоваться: русский автомобиль давным-давно проиграл схватку. Но овсяную кашу я покупаю русскую. Гречневую кашу я тоже покупаю русскую. Покупаю все русское, что осталось откуда-то там с детства, с советских времен, когда был такой "знак качества". А сейчас его в принципе не существует, и это очень жаль. Однако есть молокозаводы, которые выпускают молоко не из порошка, и поэтому покупаю их продукты. Я, например, знаю, что наших лососей не откармливают гормонами. А норвежских - откармливают. И поэтому из двух куриц - нашей и импортной - я выбираю нашу, это и для меня самой, и для российского крестьянина полезно.
Что касается одежды, мне лично нравятся русские дизайнеры. Я тут вошла в товарищество с одной крупной русской фабрикой, которая в Питере, и сейчас выпущу свою коллекцию одежды, но она же ведь будет русская! Там уже сшили несколько образцов платьев летних, и все мои подруги, и я сама уже загорелись купить себе такие, потому что это очень хорошее качество.
Так что нашего производителя как могу, так и поддерживаю.
А если бы наших производителей еще и государство поддерживало... Все эти западные бренды - это ж огромная индустрия, в них же такое бешеное количество денег закачивалось. Наши же талантливые люди находят каких-то инвесторов и шьют себе в каких-то маленьких мастерских. И у них маленькие магазины, которые в принципе не могут делать им ни славы, ни денег.
И кто говорит, что нет русских брендов? Например, "Красная Москва" - ведь это же замечательные духи. Но, к сожалению, русские женщины лучше выложат 100 долларов за иностранную какую-то туалетную воду.
Наш производитель по полету творческой фантазии, умению давать качество не хуже импортного. И брендов у нас будет не меньше.
Патриотом должен стать производитель
Александр Кабаков, писатель:
- Какими критериями я руководствуюсь при выборе товаров? Как говорил иностранец в романе Булгакова, "хорошее люблю, плохое - нет". Вот и весь критерий. А что касается того, должен ли наш потребитель быть патриотом... Ну, неплохо бы, конечно.
Как быть потребителю, когда наш производитель никуда не годится? А если и годится, то наша торговля сделает все, чтобы лишить его товары привлекательности. Например, превратить наши товары в такие же дорогие, как их импортные, привозные аналоги. Вот молоко - оно, уже разбавленное, продается, а в разы дороже той цены, по которой торговля закупает его у сельхозпроизводителя. О каком патриотизме можно здесь говорить? Но пусть патриотом сначала станет производитель.
Возникала ли у меня в последние годы проблема выбора между отечественным и импортным при покупке рубашки или домашних тапочек? Нет. Уже, наверное, потому, что наших отечественных просто не вижу. Во всяком случае, таких, на которых было бы указано, что они отечественного производства, а не написано Made in Italy, хотя они сделаны в Мытищах, и это сильно заметно.
А вот что касается других товаров, то у меня был опыт, когда я год с лишним ездил на "Волге". Такой дешевый и просторный автомобиль. И он мог бы быть вполне приемлемым, если бы его собирали руками, а не... уж не буду говорить, чем. Моя новая машина была так собрана, что через полгода прямо посередине дороги неизвестно отчего загорелась. И теперь из двух автомобилей - отечественного или иностранного - я, не мучаясь патриотизмом, выберу иномарку.
Когда - это было давно - на американский рынок только-только хлынули японские автомобили, патриотически настроенные американцы разбивали кувалдами "Тойоты". Но такие чувства можно было понять, что их отечественные "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер" выпускали машины не худшего качества. Так что патриотически поддерживать отечественного производителя в первую очередь должен сам производитель, а уж потом - потребитель.