Эти музыканты - сегодня одни из главных бунтарей и философов современного рока. Играя жесткие, эмоциональные и разноплановые песни "Пилот" при этом порой поет то о теории относительности Эйнштейна, то о нравственных принципах племени майя. А с недавних пор лидер группы Илья "Черт" Кнабенгоф по просьбам студентов и преподавателей даже начал читать лекции в Государственном университете управления.
Российская газета: В 12-й день рождения "Пилот" получил от поклонников какие-то знаковые подарки, подтверждающие что "полет - нормальный"?!
Илья "Черт" Кнабенгоф: Следование традициям - важная часть стабильности жизни. Ведь если есть что-то остающееся незыблемым - это вселяет в людей уверенность. Свои дни рождения мы празднуем по древней русской традиции. А согласно ей не именинник должен принимать подарки, а те, кого он пригласил на свой праздник. Наш подарок слушателям - весёлый концерт в этот день, с сувенирами, которые мы дарили зрителям, с приятными сюрпризами. Но и нам вручили много подарков: картины, какие-то поделки сделанные своими руками... Московские поклонники подарили и телескоп, зная наше увлечение астрономией. Это трогательно, и даёт ясное понимание, что для кого-то мы являемся важной частью жизни.
РГ: Последний альбом "Пилота" назывался "1+1= 1" - неожиданно и парадоксально. То бишь, другими словами - как ни крути, а все равно каждый человек - по сути одинок и сам по себе...Об этом косвенно и любимая вами теория относительности?!
Кнабенгоф: Проблема в том, что люди не могут себе представить нечто более высшее, чем они сами. Потому и мироздание, и Бога люди представляют соответственно себе. Иначе это будет унижать их чувство собственной важности. На деле же мир относительности парадоксален, поэтому включает в себя обе противоположности в абсолютно гармоничном состоянии. Логично, что при такой ситуации можно сделать вывод: "Всё и все - есть Один и множество в один и тот же момент." Речь идёт не об одиночестве, и не о вечном разделении на множество отделённых личностей, но о величайшем содружестве индивидуальностей, которые в целом составляют Единое, которое и само по себе является отдельной Личностью.
Ведь только Личность способна сотворить другие Личности. Имеющий нечто может поделиться этим "нечто" с другими. А ничего не имеющему - и другим людям дать нечего. Простейший пример такого положения вещей показан у Андрея Тарковского в "Солярисе". Но было бы желание…
РГ: При этом музыка "Пилота" - как собственно мало чья другая - сплачивает людей.
Кнабенгоф: Отчасти - да. Но это объясняется просто: мы не ограничиваем себя в стилистике. И используем весь спектр музыки, которая была создана до нас и которую создаём мы сами. У "Пилота" любой может найти что-то близкое по настроению и вкусу. Ведь мы пишем музыку в зависимости от смысла стихов, от эмоциональной нагрузки песни и поэтому не относимся ни к одному из конкретных стилей. Они для нас - не самоцель, а инструмент.
РГ: С какими настроениями и мыслями вы хотите, чтобы люди уходили с концертов "Пилота"?
Кнабенгоф: Хорошо, чтобы с желанием сделать что-то полезное и доброе для мира и всех живых существ. Хочется, чтобы концерт повышал уровень сознания зрителей. И выйдя на улицу они уже не смотрели на мир как на то, чем можно и нужно пользоваться. А, напротив, - воспринимали его как то, о чем надо заботиться и что нужно оберегать и растить. И еще - чтобы в людях просыпалось желание служения, и уменьшалось желание стяжания.
РГ: Глобальные устремления. Хорошо если б осуществимые… Продолжая мысль, тогда скажите, какую песню "Пилота" вы хотели бы, чтобы услышало как можно больше людей?
Кнабенгоф: Это - "Единожды один", поскольку она вмещает всё то, что я хотел бы на данный момент донести. Но эта песня будет издана только на следующей пластинке - придется подождать. Сейчас у "Пилота" новых песен на три альбома вперед. Но пока мы замышляем вторую часть альбома "Содружество". Первая - "1+1=1" - вышла осенью прошлого года. Обе пластинки задуманы как единое целое. Но музыкальное направление у второй будет несколько иным, местами - экспериментальным.
РГ: Вяземский написал в письме Пушкину известную фразу: "Поэзия должна быть немного глуповата…" Вы, похоже, категорически не согласны, как и Александр Сергеевич?
Кнабенгоф: Поэзия никому ничего не должна. Мой знакомый, священник, пишущий стихи и песни, сказал как-то гениальную фразу: " В мире нет таких правил, чтоб стихи были с рифмой!". Так вот, я полностью согласен! Никто не в праве устанавливать нормы душе, как ей себя должно выражать в мир. А судьи кто?
РГ: Думаю, что - слушатели. Как вы полагаете - создавая столь концептуальные альбомы как "Рыба, крот и свинья", "Ч/Б" или "1+1=1", "Пилот" расширяет свою аудиторию или наоборот сужает - ведь большинство поклонников по-прежнему ждут от вас новых рок-гимнов?!
Кнабенгоф: И сужает и расширяет одновременно: одни - уходят, другие приходят. Но это подтверждает то, что мы идем верным путем. Плох тот врач, который собирает вокруг себя неизменно растущее количество больных. А хорош тот, который лечит быстро, а потом принимает новых пациентов. Схоже и у учителей, пожарных, военных, милиции... То же самое и в музыке.
РГ: Приходилось ли вам слышать мнения о том, что: "Пилот" нынче слишком "умничает" или, что мол: "спойте-ка, ребята, что-то попроще, например, снова задушевного "Братишку" (песня вошедшая в саундтрек "Брата-2" - Прим. А. А.)?!
Кнабенгоф: Я считаю своей задачей сделать хоть что-нибудь полезное и нужное для мира, в который я пришёл на короткий срок. То есть, моя задача - служение. А инструмент может быть любым - и метла дворника, и интеллект президента, и гитара музыканта. Вопрос не в том, что ты делаешь, а в том, во имя чего и как? Творец (что бы он ни создавал), повторюсь, никому ничего не должен! Он должен только одно: быть честным пред Богом. И никто боле ему не судья. А если бы я обращал внимание на общественное мнение, то давно бы бросил занятия музыкой и словом. Я прислушиваюсь только к мнению людей, которых считаю своими Учителями или - более продвинутыми в том, что я делаю людьми.
РГ: К этим последним, я знаю, вы относите и Юрия Шевчука, который записал с "Пилотом" замечательный альбом "Сказка". Почему же тогда не пригласили давнего друга на день рождения?
Кнабенгоф: Мы очень уважаем "ДДТ", и понимаем занятость его музыкантов. Поэтому не дёргаем по мелочам, на все наши бредовые идеи. Стараемся беречь их время и силы. Планов нового проекта с Шевчуком у нас пока не нет, хотя мы только "За". И, конечно, мысли о сотрудничестве с Юрой - для нас первоочередные. Осталось только придумать нечто гениальное и грандиозное, что было бы не стыдно предложить Шевчуку. То, что бы принесло радость не только нам, но и Юре.
РГ: Сейчас "Пилот" называют продолжателем лучших традиций "питерского рока". В чем положительные и отрицательные стороны того, что группа образована в Санкт-Петербурге и никуда переезжать не собирается?
Кнабенгоф: Положительные - это то, что для нас никогда не стояло главной задачей зарабатывание денег, популярности, известности…В Питере это нормально и естественно для большинства творцов любого вида искусства. К тому же этот город как никакой другой располагает к творчеству, ибо весь пронизан духом искусства. Есть и отрицательный момент - у нас слишком сонный город, где никто не любит напрягаться. Поэтому даже профессиональных людей, с которыми мы связаны общим делом, как правило, трудно заставить лишний раз дёрнуться и что-то предпринять. Порой даже кажется, что в Питере у людей нет стимула для того, чтобы делать своё дело как можно лучше и превзойти самих себя.
Но при этом я думаю, что "Пилот" не смог бы создать все наши песни, живи мы в Москве. Там бы нас захватила общая истерия музыкантов под названием "Как нам пробиться и как нам стать самыми известными?!". А, обитая в Питере, мы были лишены подобных переживаний, и потому спокойно, ни на кого не глядя, всегда делали то, что хотели. И не пытались никому и ничему соответствовать ради моды или славы…
РГ: Сейчас многие поют о любви. У "Пилота" песен о ней почти нет. Стесняетесь или не хотите быть как все?
Кнабенгоф: Дело в другом. Я лично не умею говорить о таких вещах. И считаю, что любовь более требует не слов, а действий. Если же говорить о песнях группы "Пилот", то большинство из них - как раз о Любви, только в более высшем её понимании. И я считаю, что сейчас почти все поют не о любви, а об эротике и похоти. Если для людей похоть и эротика стали синонимами слову "Любовь" - то я приношу им свои искренние соболезнования, ибо они достойны лишь унизительной жалости.
РГ: Есть ли проблемы жизни, которые вас больше всего волнуют как музыканта и человека обращающегося к своей аудитории?
Кнабенгоф: Главные проблемы всё те же: человеческая глупость, и люди, которые гордятся своей глупостью. Эти черты могут разрушить страну, если многие вовремя не одумаются, и вместо бахвальства и самовлюблённости не признают своей отсталости, и не приобретут должного смирения со всеми вытекающими. Научиться можно всему. Но только при желании. А его пока не наблюдается в нужном для страны количестве. Это пугает. Ибо есть дети.
РГ: "Пилот" часто дает благотворительные концерты, но почему-то старается о них поменьше рассказывать.
Кнабенгоф: Мы делаем всё, что можем себе позволить, исходя из возможностей. Возможно, пока не готовы к тому, чтобы сделать большее. Но мы учимся. Я сам постоянно учусь. Ибо я очень далёк от равнодушия, и считаю настоящим патриотизмом не громкие крики и вопли о патриотизме, но молчаливые безупречные действия в своём деле, которые приносят стране уважение и достоинство. Касается всех.
РГ: Недавно вы - что нетипично для музыкантов - были приглашены читать лекции в московском вузе.
Кнабенгоф: Если кому-то будет действительно интересно поговорить со мной на тему духовности, религии и философии - моя почта к их услугам, как и моё творчество, включая песни, стихи, книги. Да, я несколько раз читал лекции в московских институтах. Читаю иногда по сей день, когда поступают предложения. Последний раз это была лекция в Государственном университете управления по теме "Концептуализация мироздания". Эта лекция была выложена и на официальном сайте группы "Пилот". Там же, в разделе "Тайны", люди, интересующиеся вопросами развития своего разума, могут найти соответствующие материалы.
РГ: Вы записали и два сольных диска, в стилитстике, отличной от "Пилота". Там вы поете под гитару менее жесткую музыку.
Кнабенгоф: Есть время на это - выступаю с удовольствием. Но сейчас, например, его нет, так как группа целиком поглощена созданием новой пластинки, и на это направлено всё - и время, и внимание, и силы. Отвлечься на что-либо - значит упустить нечто важное.
РГ: Как вы считаете, время кризиса потребует от музыкантов каких-то других, соответствующих моменту песен - по настроению, креативу и энергетике?
Кнабенгоф: От настоящих музыкантов кризис ничего не потребует. Потому что музыка не зависит от таких факторов. Деловая сторона вопроса, возможно, потребует большей адекватности и вменяемости в плане организации своих гастролей, но творчества это никак не касается.
РГ: За что Вы ненавидите себя ругать и наоборот - любите хвалить? Вот, например, за что вам досталось от самого себя после празднования 12-летия "Пилота"?!
Кнабенгоф: Я ругаю себя за рассеянность и за порой наплевательское отношение к здоровью. А хвалю - за хорошо выполненную работу.