В суде греческого города Пирей рассматривается иск бывших членов экипажа танкера "Африкан Прайд" к иностранной компании - работодателю.
История этого корабля обошла все российские СМИ. 8 октября 2003 года греческий нефтеналивной танкер "Африкан Прайд", на борту которого находилось 12 граждан России, в том числе восемь моряков из Новороссийска, задержали нигерийские пограничники. Судно отконвоировали в порт Лагос. Экипажу было предъявлено обвинение в контрабанде нефти. Членов экипажа сначала доставили на гаупвахту военно-морской базы Нигерии, а затем посадили в тюрьму, где они провели два года и два месяца. Жены и матери новороссийских моряков объявили голодовку, требуя вызволить своих близких из плена. Благодаря работе российских дипломатов, Российского профсоюза моряков, содействию посла доброй воли ЮНЕСКО Ары Абрамян, в декабре 2005 года экипаж был вызволен из тюрьмы и вернулся на Родину. По возвращении домой, моряки заявили журналистам о своем намерении судиться с иностранной компанией, отправившей их в плавание, а затем бросившей на произвол судьбы. По словам членов экипажа, каждому из 12 моряков за это время компания задолжала не менее десяти тысяч долларов.
- История с подачей иска затянулась по той причине, что было непросто найти иностранных адвокатов, которые бы взялись за это дело, - рассказал корреспонденту "РГ" Александр Агеев, заместитель председателя Российского профсоюза моряков. - Дело в том, что подобные иски относятся к области морского права, а не к обычным гражданским правовым отношениям. И требование может рассмотреть только суд той страны, где находится судно или в чьем реестре оно числится. Мы считаем победой уже то, что греческие судьи приняли исковое заявление о компенсации выплаты заработной платы к рассмотрению.
Александр Агеев уверен, что подобный юридический прецедент важен для всех моряков-"инофлажников". Ведь проблемы морских гастарбайтеров повторяются из года в год. К примеру, только в Новороссийске за последние полтора года насчитали не менее десятка случаев, когда экипаж по контракту наняли на иностранное судно, моряки контракт отработали, а денег так и не получили.
К слову, одного из кубанских моряков, попавших в переделку на "Африкан прайд" и заболевшего туберкулезом в африканской тюрьме, врачи лечили за счет российского профсоюза. Родители Андрея Кравцова, бывшего третьего помощника капитана "Африкан Прайд", с которыми связался корреспондент "РГ", рассказали, что все новороссийские моряки, прошедшие испытание в нигерийской тюрьме, сейчас работают, никто на берегу не остался. Однако пройти квалификационные курсы и трудоустроиться им помогли бесплатно опять-таки соотечественники. Правда, из всего пережитого они извлекли серьезный урок и к выбору работодателя теперь относятся с большой осторожностью.
Юрий Пронин, эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков:
- Проблемы с выплатами долгов по зарплате иностранными судовладельцами российским морякам возникают уже лет тринадцать. Связано это с несколькими причинами. Чтобы не платить своим наемным работникам, иностранные компании регистрируют свои суда в тех зарубежных реестрах, где законодательство наиболее либерально по отношению к работодателям. Случается, сумма долгов превышает доходность дальнейшей эксплуатации корабля, и арендатору проще оставить его где-нибудь вместе с моряками. Чтобы изменить ситуацию, на мой взгляд, России необходимо наладить тесное взаимодействие с соответствующими иностранными службами. Тогда появится возможность оперативно воздействовать на судовладельцев, используя международное морское право. Если бы у соответствующей службы зарубежного порта была юридическая обязанность среагировать на сигнал моряков по невыплате зарплаты, она могла бы ввести свои санкции в тот момент, когда "задолжавшее" судно приходит в морской порт, скажем, затормозить обработку корабля, не проводить его разгрузку. Работодатель, перед которым встанет дилемма - понести убытки или выплатить зарплату - начнет изыскивать возможность снять требования моряков.