29.01.2009 02:00
    Поделиться

    Писатель-телеведущий Александр Архангельский учил уральцев делать бизнес на культуре

    Министерство культуры Свердловской области объявило о создании "профильной" антикризисной комиссии. Ее задача - помочь государственным и муниципальным учреждениям культуры выжить "в условиях ограниченного финансирования".

    Без оптимизма

    Среди первоочередных мер: проведение мониторингов по выплате заработной платы, оплате коммунальных и иных услуг, увольнениям, сокращениям и переводе на неполную рабочую неделю. Затем будут подготовлены предложения по оптимизации сети областных учреждений культуры. За осторожным словом "оптимизация" многие увидели худшее.

    В это же самое время в Доме актера открыла свой сезон "философская гостиная", гостем которой стал известный журналист, писатель, публицист Александр Архангельский. Тема дискуссии - "Культура в бизнесе. Бизнес на культуре" - уже сама по себе создала аншлаг. Понятно, что всем хотелось услышать из уст известного деятеля культуры (члена Академий российского телевидения и русской современной словесности, неоднократного финалиста премии "ТЭФИ", ведущего программы "Тем временем" на телеканале "Культура") ответ на животрепещущий вопрос: за счет чего выживать в условиях кризиса отечественной культуре, как избежать "оптимизации сети" театрам, библиотекам, школам искусств, музеям?

    За морем житье не худо

    - Мы будем говорить о вещах, с точки зрения интеллигента кошмарных и неприличных, - интригующе начал Архангельский, и все поежились в предвкушении, - …о деньгах! Но если мы не посчитаем как следует, то не сможем донести свое послание до аудитории.

    Сразу показалось, что гость несколько преувеличивает дремучую нравственную непорочность провинциальных интеллигентов, которые за двадцать лет жития в рыночных условиях постепенно смирились с тем, что вдохновение не продается, но рукопись-то можно продать за хорошие денежки при грамотном маркетинге и хорошей рекламе. Но тут Архангельский выказал свой талант мастера публичных выступлений, парадоксально озвучив тезис, к доказательству которого пообещал прийти через сорок пять минут: по его мнению, главная проблема во взаимоотношениях производителя и потребителя культурных ценностей - узость аудитории. Иными словами, на рынке культурных услуг предложение явно превышает спрос.

    - Если государство хочет помочь, то оно должно вкладывать не в художников, а в создание целевой аудитории. Должно воспитывать людей, которые вложат деньги в культуру. Тогда бизнес на культуре будет рентабельным, и будут желающие им заниматься.

    Если кто не заметил - мы приехали. Если непременное условие успешного бизнеса - предварительные государственные меры по закачиванию в него бюджетных денег, то таким бизнесом и ленивый занялся бы, пожалуй. Так в самом начале "мастер-класса" господин Архангельский изящно подменил тему беседы. Вместо обсуждения весьма проблематичного и методически непроработанного тезиса о том, кому и как делать бизнес на культуре, он рассказал почтеннейшей публике о том, как именно государство должно поддерживать упомянутую отрасль. И - опять двадцать пять - мысленно отправились за опытом в Америку. И в Англию заодно. Взяв в качестве примера две отрасли культбизнеса - книгоиздание и кинопроизводство, уважаемый эксперт привел ряд впечатляющих цифр и разумных, не будем спорить, инициатив. Тамошние правительства, к примеру, серьезно поддерживают библиотеки. И выпускают рекламные ролики, в которых футболист Бэкхем объясняет мальчикам из трудных семей: читать - это круто! Там на один роман выходит десять тысяч рецензий. Еще "у них" НДС на книги - меньше процента, а не 15, как у нас. А еще в США 40 тысяч кинозалов, тогда как в России - 1600. К тому же мы, по данным целого ряда социологических опросов, которые добросовестно собрал эксперт, и читаем меньше, и в кино ходим реже. Выводы? Смотри в начале.

    А не послать ли нам гонца?

    За несколько минут до встречи я подошла к Александру Николаевичу и уточнила: интересовался ли он реалиями культурной жизни в нашем регионе. Поняла, что, видимо, нет. Хотя Николая Коляду знает. И считает, что прежде всего надо построить хорошую дорогу до Верхотурья.

    И опять получается нестыковка. Архангельский приехал в Екатеринбург по приглашению некоммерческой организации, осуществляющей проект "Время культуры", задача которого - "экспертный анализ культурных процессов, проходящих в стране, Уральском федеральном округе и Екатеринбурге… и культурного потенциала УрФО", а также "привлечение частного капитала в культуру и развитие меценатства". Организаторы особенно подчеркнули, что "при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта".

    И закралась хитрая мысль: а вот хорошо бы и нам, да на средства государственной поддержки, послать умного человека в какой-нибудь философский клуб в Санта-Барбару или еще куда подальше - рассказать о том, как мы тут у себя в УрФО оказываем господдержку духовной сфере, развиваем культуру в бизнесе и учимся делать бизнес на культуре.

    Ведь есть, есть о чем рассказать! Например, о том, что в Свердловской области с 2006 года действует собственный "региональный нацпроект" в сфере культуры. Что деньги на него до сих пор выделялись немалые. Что библиотеки тоже поддерживаем: с января по сентябрь 2008 года областной бюджет выделил без малого 12 миллионов рублей на пополнение фондов муниципальных библиотек, приобретение компьютерного оборудования и лицензионных программ, подключение к сети Интернет.

    А как местная филармония креативно работает над расширением своей потенциальной аудитории - детские абонементы расхватывают за полгода до начала сезона! Да, и в одном из екатеринбургских вузов уже несколько лет готовим высококлассных менеджеров для сферы культуры, которых, по словам Архангельского, не обу­чают нигде. И даже дорогу хорошую до Верхотурья - они не поверят - мы построили!

    Да вот только берут меня сомнения: будут о наших делах слушать в каком-нибудь Далласе, так же раскрыв рот и ахая от зависти, как мы внимаем рассказам про их достижения, или это особенности русской национальной экспертизы?..

    Нормальные герои пока идут в обход

    Желчность моя объясняется досадой: очень жаль, что разговор по заявленной теме не состоялся. Потому что именно сейчас как никогда остро встал вопрос о солидарной ответственности бизнеса и культуры за базовые ценности общества, от которых зависит его будущее.

    Несколько лет назад, как только чуть-чуть обросли жирком новые русские бизнесмены, многие из них задумались о помощи культуре, кто-то о бескорыстной, кто-то о взаимовыгодной - мы вам денежки, а вы нам пиар или площади в аренду. Так или иначе, процесс набирал обороты, и сегодня без помощи своих попечителей Свердловская филармония не могла бы покупать дорогие инструменты, наш театр музыкальной комедии не поставил бы на одни только бюджетные средства грандиозный "имперский мюзикл" о Екатерине Второй, которому еще предстоит пора­зить своим размахом театральную Европу. Не была бы бесплатной для посетителей элитарная художественная галерея "Шлем" в интерьерах одного из самых престижных отелей города. Компания, в которой в последние годы жизни трудился дворником "народный скоморох", а ныне признанный художник Евгений Малахин, он же Старик Букашкин, теперь не только бережно хранит и пропагандирует его творческое наследие, но и газету о Букашкине издает, а президент компании лично с кисточкой в руках принимает участие в реставрации сохранившихся на стенах домов и трансформаторных будок рисунков своего сотрудника.

    Примеров много. Но, как заметил однажды директор филармонии и один из самых успешных в стране менеджеров культуры Александр Колотурский: "Пока работа с предпринимателями - это больше индивидуальный петляющий путь, чем проложенные рельсы. Мы стараемся понять, в чем бизнесмены заинтересованы".

    Интересы бизнесменов, в общем, понятны: за редчайшим исключением они хотят получать хотя бы минимальную выгоду от своих вложений. Круг людей, готовых вкладывать деньги в культуру из чувства социальной ответственности или по велению души, все-таки узок. Необходимы работающие механизмы, которые могли бы стимулировать бизнес инвестировать средства в культуру на постоянной основе. Вот это - прямая обязанность государства. А завсегдатаи философских гостиных, блистательные теоретики и уважаемые практики, как раз и могли бы (вполне логично - на те самые "средства государственной поддержки", которые не дают мне покоя) помочь в разработке и внедрении таких механизмов. Можно в ту же Америку еще разок за ними съездить, если без этого никак. Но озаботиться надо бы, кризис на дворе. Для нашей культуры наступают непростые времена "ограниченного финансирования", при плохом раскладе чреватые "оптимизацией сети". Мы это уже проходили, причем совсем недавно, и так досадно будет наступить второй раз на те же грабли.

    Поделиться