Официальной медицине татарстанцы предпочитают объявления на столбах

Выяснить, насколько ты здоров, в Татарстане давно не проблема. Теперь для этого даже в поликлинику идти не обязательно.

Объявления о фирмах, предлагающих за плату диагностические услуги, можно встретить на каждом столбе. Просто диву даешься, какие чудеса творит имеющееся там оборудование. Даже кровь на анализ брать не обязательно - надел на пациента наушники, и результат как на ладони. Как не стать жертвой обмана? На вопросы"РГ" отвечает заместитель руководителя Управления Россздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова.

Российская газета: Любовь Николаевна, недавно в республике создан прецедент по привлечению к ответственности частного предпринимателя за незаконное использование компьютерной диагностической программы. Это единственный случай?

Любовь Шайхутдинова: Да, но мы расцениваем это как начало большой работы. На конкретном примере убедились, что можем прерывать эту цепочку отъема денег у населения. Зачастую используемые частниками диагностические программы очень примитивны. И оказание подобных услуг - афера и профанация медицинской деятельности.

РГ: Почему, на ваш взгляд, предлагаемая в объявлениях компьютерная диагностика пользуется популярностью?

Шайхутдинова: С одной стороны, это неграмотность населения и вера в чудо. Если обратиться за помощью в официальное медицинское учреждение, обследование займет определенное время. Пациента скорее всего направят на анализы, а при необходимости - на рентген, УЗИ. После того как диагноз будет поставлен, больному назначат лечение. И это опять вопрос не одного дня. А в частной фирме ему предлагают выяснить полную картину состояния здоровья за час-полтора. А с другой стороны, как ни обидно, это наводит на размышление, что не все благополучно в нашем здравоохранении, если люди ищут альтернативу по объявлениям на столбах.

РГ: Вы считаете: объявлениям, как и рекламе, в принципе, нельзя доверять?

Шайхутдинова: Если объявление публикуется в газете, индивидуальный предприниматель обязан назвать свое имя, фамилию, отчество, указать регистрационный номер, предоставить информацию о наличии лицензии. Но объявления о компьютерной диагностике появляются на столбах, на дверях подъездов, остановках. И зачастую все, что в них написано, - номер сотового телефона. Даже имя владельца не указывается. Если предприниматель не хочет себя называть, скорее всего у него либо отсутствует законное право на оказание подобных услуг, либо он пытается что-то утаить.

РГ: Как говорится, доверяй, но проверяй. Кто, если не ваша служба, должен этим заниматься?

Шайхутдинова: Проблема в том, что устроить плановую проверку подобных фирм мы не можем, поскольку они не являются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность. Больше того, мы вообще можем не знать об их наличии. Если фирма нигде не зарегистрирована, не состоит на налоговом учете, порой ее просто невозможно вычислить. Внеплановые проверки также должны иметь основания - обращения частного или юридического лица. Мы начали заниматься этой проблемой еще два года назад. Но поскольку обращений очень мало, решить ее в полном объеме сложно.

РГ: А может ли человек, отправившийся на обследование по объявлению, как-то себя обезопасить?

Шайхутдинова: Нужно как минимум поинтересоваться, имеет ли фирма право заниматься медицинской деятельностью, есть ли у нее лицензия, а также регистрационное удостоверение на используемые для диагностики компьютерные программы. Внимательно изучить договор, взять его копию и кассовый чек. И уж тем более не покупать предложенные там лекарства от выявленных с помощью компьютера болезней.

РГ: Разве компьютерная диагностика предполагает продажу лекарств?

Шайхутдинова: В том-то все и дело, что основной источник доходов подобных фирм - не плата за диагностику (хотя она, порой, стоит недешево - свыше полутора тысяч рублей), а то, что ее сопровождает. Как правило, после того как человек прошел обследование и у него выявили отклонения в работе тех или иных внутренних органов, ему предлагают в этой же фирме купить препараты. Причем нередко их стоимость в 10 и более раз превышает цену самой диагностики. Но не это главное. Клиент платит за лекарства. А чаще всего под их видом продают биологически активные добавки. (Чтобы продавать лекарства, фирма должна иметь специальную лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.) И не факт, что они зарегистрированы как БАДы. Кто знает, где они были произведены, что входит в их состав, в каких условиях они хранились и транспортировались, какое действие оказывают на организм?

РГ: Но то же самое можно сказать и о лекарствах, которые предлагают частные фирмы…

Шайхутдинова: Разница между лекарствами и БАДами огромна. И в первую очередь потому, что БАДы не проходят клинических испытаний. Судить об их действии человек сможет лишь по своему опыту. Поручиться за то, что они не окажут негативного влияния (а каждый организм индивидуален), нельзя.