Сегодняшний "правительственный час" в Госдуме - не совсем обычный. Не только потому, что на него приглашены не один и даже не два министра, а сразу четыре члена кабинета министров, причем двое из них - в ранге вице-премьеров.
Но и по времени этот "правительственный час" выйдет за привычные рамки. Депутаты намерены посвятить ему больше половины пленарного заседания. Как ожидается, с главным докладом "О действиях правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" выступит первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но, как предполагает первый вице-спикер Госдумы, член бюро Высшего совета партии "Единая Россия" Олег Морозов, много вопросов у депутатов будет и к главе минфина, вице-премьеру Алексею Кудрину, и к министру промышленности и торговли Виктору Христенко, и к главе мин экономразвития Эльвире Набиуллиной, и председателю Центробанка Сергею Игнатьеву. В дискуссии по теме примут участие председатель Счетной палаты Сергей Степашин, руководители пяти профильных комитетов Госдумы и представители фракций.
Морозов не стал уточнять, о чем именно народные избранники могут спросить министров: "А то агентства распишут, Кудрин прочитает и заранее будет знать, что ему надо ждать". Вчера Совет палаты решил, что каждая фракция может задать на "правительственном часе" по три-четыре вопроса. Какие именно, решать самим депутатам. Никто им, по словам Морозова, круг вопросов не ограничивает, "не офлажковывает". Первый вице-спикер не исключил, что будет и критика, но конкретная. Максимально конкретизировано будет и постановление. "Единороссы" намерены прописать в нем меры, которые будут касаться конкретных отраслей экономики. Безусловно, беспокоит депутатов и ситуация на финансовом рынке: "Где эта золотая середина, до какого предела можно опускать рубль, отпускать его, равно как доллар и евро, в свободное плавание или нужно интервенциями его сдерживать?" "Пока многие депутаты понимают ситуацию через обменный пункт, - заметил Олег Морозов, - а хотелось бы послушать ответы профессионалов, чтобы понять стратегию государства".
Содержательное постановление по итогам "правительственного часа" будет принято на одном из первых февральских заседаний - после недельной работы депутатов в округах. Никто на Охотном Ряду и не предполагает, что в этом постановлении может появиться пункт с какими-то орг выводами, касающимися членов кабинета министров. Хотя коммунисты почти на каждом пленарном заседании и заводят разговор об отставке главы минфина, но как бы между делом не акцентируя. "Коммунисты могли бы более жестко ставить вопрос, - предположил Олег Морозов, - но они понимают, что избиратели их не поддержат". "Кому хочется сегодня в условиях действительно серьезных последствий финансово-экономического кризиса еще искусственно внутренний кризис организовать - политический?! - сказал Морозов. - Люди ждут реальных действий: чтобы правительство вносило ежедневные коррективы в свою работу, чтобы это же делало и руководство на местах, чтобы мониторили рынок труда, создавали новые рабочие места. Чтобы деньги доходили до реального сектора экономики". Вообще, по мнению Морозова, заявления о каких-то отставках "могут звучать только тогда, когда за ними есть реальная аргументация и есть понимание того, что по-другому нельзя". "Вот если по-другому нельзя, то надо действовать хирургическими методами", - закрыл тему Морозов.
Но сегодня в России по сути реализована на федеральном уровне идея: партийное большинство в Думе - партийное правительство. Лидер партии - премьер. И, как считает Морозов, "совершенно логично, совершенно правильно", когда партия, набравшая большинство в региональном парламенте, зеркально получит такие же полномочия на региональном уровне - сможет выдвигать своих кандидатов в губернаторы.
Кстати, в повестке сегодняшнего пленарного заседания - первое чтение законопроекта, который дает политической партии, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей по результатам выборов в законодательный орган власти соответствующего региона, право вносить президенту свои кандидатуры на пост высшего должностного лица региона. Всего партия должна предложить не менее трех альтернативных кандидатур, из которых глава государства выберет одну. И, судя по результатам последних региональных выборов, такое право почти во всех регионах могла бы получить "Единая Россия" и тогда действительно и безоговорочно стала бы партией власти. "Сейчас пирамида несколько перевернулась, - заметил по этому поводу Олег Морозов. - Когда было все хорошо и мы говорили "Мы партия власти, мы берем на себя ответственность за то, что происходит в стране", все в наших рядах хлопали в ладоши. Теперь мы должны этот девиз произнести в другой ситуации - в кризисной: "Мы партия власти, мы отвечаем за все, что происходит в стране, мы берем на себя ответственность за вывод страны из кризиса - на федеральном уровне, на региональном. И мы это говорим". "Но чтобы выполнить свои обязательства, - подчеркнул Морозов, - мы должны иметь рычаги в исполнительной власти - федеральное правительство - наше. Региональная исполнительная власть тоже должна быть той же окраски, как и большинство в законодательной. И на муниципальном уровне. Тогда спрашивайте с нас за то, как мы рулим. А если мы все вместе рулим плохо - переизбирайте нас".