30.01.2009 09:00
    Поделиться

    По каким книжкам будут учиться российские школьники в 2009/2010 учебном году

    Сегодня "Российская газета" публикует Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в школах в 2009/2010 учебном году, и сами перечни.

    Подобные списки школьной литературы утверждаются ежегодно. Уже четвертый год учебники попадают в перечень только после прохождения экспертизы, которую проводит специальная комиссия из экспертов Российской академии наук и Российской академии образования.

    Авторитет ее за годы работы настолько окреп, что министерство образования и науки полностью передало ей функции по формированию перечня. Если раньше в минобрнауки существовал целый отдел федеральных перечней учебной литературы, то теперь его нет - устранили за ненадобностью.

    Перечень учебников поделен на 4 группы: первые две - то, что рекомендовано и допущено к использованию в обычных школах, и еще две - рекомендованная и допущенная литература для ребят, которые учатся в коррекционных образовательных учреждениях.

    Вниманию родителей, школьников и учителей предлагается 1303 учебника против 1101, включенного в список на текущий учебный год. Много это или мало? Судите сами. Допустим, для начальной ступени обычной школы рекомендовано 340 учебников. Малыши изучают 10 предметов за 4 года. Произведем нехитрые математические вычисления и получим в среднем 8 учебников на один предмет. Вполне допустимое количество, из которого можно выбрать наиболее подходящий вариант.

    Однако многие все еще путаются в грифах, которые получают учебники. "Рекомендовано" или "допущено" - что лучше? Ответ прост: министерство допускает учебник в школы, если он новый и проходит экспертизу впервые. Гриф "рекомендовано" - для "бывалых", тех, кто проходит повторную проверку. Таких "бывалых" в нынешнем списке - 989 штук. 237 учебников - новые, имеют гриф "допущено".

    Среди книг для коррекционных школ допущены к использованию 34 издания, а гриф "рекомендовано" - у 43. Грифы выдаются на 5 лет.

    Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, имеют абсолютно равные права.

    По каким учебникам учить, выбирает сама школа. Причем под школой подразумеваются не только педагоги, но и ученики, родители. Мнение всех должно учитываться.

    - Я не сторонник одного-единственного учебника на один предмет, - говорит генеральный директор издательства "Просвещение" - одного из основных издательств, выпускающих учебную литературу, Александр Кондаков. - И учитель, и ученик имеет право выбора. А требование должно быть одно - учебник должен соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту.

    По словам Александра Кондакова, классические учебники, по которым учились наши родители, пока сохраняются, активно перерабатываются в соответствии с требованиями времени. Но это уже классика века минувшего. "Учебники нового поколения очень медленно завоевывают место под солнцем, - считает Александр Михайлович. - Вопрос сейчас в том, чтобы ввести школьные стандарты второго поколения, которые будут предъявлять совершенно иные требования к учебникам: ориентир на современного ребенка и современные образовательные технологии".

    В нынешнем списке уже нет ни "Алгебры" Рыбкина, ни "Геометрии" Киселева. Зато пока есть "Физика" Перышкина, правда, основательно переработанная.

    Разработка и выпуск нового учебника требуют от издательств больших вложений и 5-7 лет тщательной работы. Так что те, кто каждый год выпускает новые школьные книги, делают это просто недобросовестно.

    актуально

    История попала в историю

    Минобрнауки ужесточит требования к выпуску учебно-методической литературы

    Как известно, президент Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки более внимательно отслеживать качество школьных пособий по истории. Особенно по истории Великой Отечественной войны.

    На заседании Российского организационного комитета "Победа" ветераны показали тематические материалы по подготовке к ЕГЭ в 2006 году очень сомнительного содержания. Так, для ответа на вопрос "Какие изменения произошли в Красной армии в годы войны?" школьникам предлагаются следующие варианты ответов: введение погон, введение должности полевого священника, формирование специальной службы для выкупа пленных у противника.

    На вопрос "Что является следствием коренного перелома в годы войны?" нужно выбрать подходящий ответ из следующих: выход Японии из войны, распад антигитлеровской коалиции, расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену.

    "Просто удивительно, чудовищно!" - возмутился президент.

    Откуда появились эти варианты тестов ЕГЭ? Действительно ли школьникам могли предложить выбирать ответы из подобного бреда?

    - Ни в одном из официально утвержденных заданий ЕГЭ по истории нет вопросов, подобных тем, что показали на заседании, - заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко журналистам.

    Министр рассказал, что были проверены все варианты вопросов ЕГЭ по Великой Отечественной войне. "Думаю, что я поручу опубликовать все контрольно-измерительные материалы (КИМы) по истории за все прошлые годы, чтобы снять сомнения", - отметил он. По его словам, попавшие к президенту школьные материалы по истории взяты из какого-то пособия по подготовке к ЕГЭ, которые не проходят ни проверку, ни аккредитацию минобрнауки.

    И здесь высветилась еще одна серьезная проблема. Известно, что рынок учебно-методических пособий насчитывает сотни изданий. А порядка, по которому министерство могло бы регламентировать или контролировать издание такого типа пособий, до сих пор нет.

    - Подобные проблемы с якобы контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ случаются каждый год, - говорит учитель истории, Учитель года Москвы-2004 Андрей Лукутин. - Дело в том, что сейчас любое мало-мальское издательство, понимая, что рынок по ЕГЭ довольно обширный, привлекает каких-то авторов, которые строчат подобные пособия, что называется, "на коленке". По любому предмету. А официальные пособия по подготовке к ЕГЭ составляются из экзаменационных заданий прошлых лет или из тех, что выложены в так называемом открытом сегменте федеральной базы тестовых заданий. При желании их можно легко вычислить из множества других "дублеров".

    Официальными пособиями по подготовке к ЕГЭ являются книги, выпущенные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) - он-то и занимается разработкой и созданием тестов к экзаменам, - или допущенные им к использованию в учебном процессе. Список этой литературы опубликован на сайте института. Именно по этим сборникам минобрнауки рекомендует готовиться к ЕГЭ, все остальное - самопал!

    Кстати, ежегодно разрабатывают около 700 вариантов КИМов, в каждом из которых, как правило, 40-50 тестовых заданий. Всего же в базе тестовых заданий более 100 тысяч вопросов.

    прямая речь

    Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

    - В прошлом году был принят закон, по которому мы имеем право лицензировать издательства, которые выпускают учебно-методическую литературу. Сейчас готовим соответствующее положение о порядке и требованиях к организациям, которые берут на себя издание такой литературы. Думаю, после этой истории мы ужесточим требования.

    Как изучают историю ВОВ в школе?

    По словам учителя Андрея Лукутина, Великую Отечественную войну в школе изучают дважды: в 9-м классе, пунктиром в третьей четверти и в 11-м - во втором полугодии. Сейчас количество часов на изучение ВОВ немного увеличилось. Например, в Москве добавили один час. Но и с этим часом все равно получается всего 4 урока. Некоторые учителя, которые понимают всю важность этого события, "ужимают" немного другие темы, освобождая время на изучение Отечественной войны. Но дело тут, конечно, не в количестве, а в качестве. "Можно прочитать четыре скучных лекции, на которых дети будут просто спать, - замечает Лукутин. - А можно показать отрывки из фильмов "Сталинград", "Битва за Москву". Один поход в Центральный музей Вооруженных Сил стоит 15 уроков. Я уже не говорю о приглашении в школу ветеранов. Главное - заинтересовать ребенка!"

    Поделиться