02.02.2009 05:00
    Поделиться

    Москва объявляет войну полиэтиленовому мусору

    Полиэтиленовые пакеты москвичи берут в магазинах автоматически, и мало кто задумывается, какую серьезную проблему они создают для города. Ежегодно в столице образуется около 360 тысяч тонн отходов полиэтилена.

    Прочность этого материала давно из достоинства превратилась в недостаток. Для его саморазложения требуется больше сотни лет. Это побудило многие страны ввести запрет на производство и распространение полимерной тары. Например, в Тайване пластиковые пакеты изъяли из торговли еще в 2003 году. Мэрия Парижа ввела аналогичный запрет. В США нарушителей, использующих пластик вместо бумажных пакетов, штрафуют. В России и ее столице идти на крайние меры пока не спешат - ищут альтернативные методы борьбы с пластиковой заразой.

    Лучше всего полиэтилен перерабатывать и из полученного вторсырья снова производить ту же тару. Да вот беда - некому. "Ни большой, ни малый бизнес не берутся, пластиковый пакет - не нефтяная труба, прибыль - копеечная", - говорит начальник отдела департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Иван Малев. Стоит же такое производство дорого. Плюс затраты на перевозку, на сортировку отходов... Даже льготы на аренду земли и помещений, которые столичное правительство предоставляет малому бизнесу, ситуацию не меняют. И если пластиковые бутылки бизнесмены еще берутся переплавлять (с ними намного проще работать), то за сложными в переработке полиэтиленовыми пакетами очередь не выстраивается. Одна Финляндия пошла на такие затраты.

    Но совсем отказываться от идеи переработки Москва не хочет. В проекте долгосрочной программы управления коммунальными отходами до 2015 года предусмотрено строительство 14 мусороперерабатывающих комплексов, которые займутся в том числе и полиэтиленом. Только когда это еще случится...

    Второй выход - сжигать. 9 мусоросжигательных заводов уже в планах строительства. Однако "зеленые", да и другие москвичи выступают категорически против. Боятся диоксинов. И никакие уговоры специалистов, что пластиковые пакеты не содержат поливинилхлорида, который выделяет при горении это вещество, не убеждают. От газов, которые все же образуются, избавит многоступенчатая система очистки.

    Впрочем, будь у Москвы достаточно места для отходов, голову можно было бы не ломать. Закопал пакеты на сто лет и забыл о них. Но полигонов осталось всего два - в Солнцеве и в Дмитровском районе в 60 километрах от Москвы. Объема там осталось максимум года на три. А что дальше? Новых территорий Московская область больше не выделяет. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос о переброске московских отходов в другие регионы. Конечно, можно пакеты и на Луну отправить, но сколько это будет стоить?

    Одна надежда - на науку. В Санкт-Петербурге, например, финны уже наладили выпуск саморазрушающегося пищевого пластика. В сырье вводят специальную добавку-катализатор. Через год-полтора она превращает упаковку в простую воду и углекислый газ. На днях в рамках "круглого стола" в департаменте природопользования Москвы производители рассказали об этой новинке представителям московских супермаркетов. Может быть, и у нас со временем в магазинах появятся такие пакеты? Увы, чудо-катализатор закупается в Англии и стоит недешево. Поэтому руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин предложил столичным ученым-химикам самим создать подобную добавку.

    Есть еще один вариант - биоразлагающаяся упаковка, на самоликвидацию которой требуется всего около трех месяцев. Такой пакет даже под кустом в лесу вреда природе не нанесет. Но стоить он будет в несколько раз дороже. Однако специалисты уверены, что если покупателям предложить выбор - дешевый полиэтилен или более дорогой, но экологичный, спрос на вредные пакеты в разы снизится. Бочин даже озвучил концепцию рекламной компании: "Можно продумать историю с ужастиками: если ты, гад, купишь обычный пакет, сэкономишь 30 копеек, то потом 150 лет твои правнуки будут мучаться разложением. Не жлобись, отдай 30 копеек - и будет тебе счастье".

    На любые благие начинания нужны деньги. Правительство Москвы неоднократно ставило вопрос о необходимости принятия закона о таре и упаковке, который возложит ответственность за переработку и утилизацию пластика на производителя. Такого закона на федеральном уровне нет, а столица принять его не имеет права.

    Например, в Европе существуют фонды, где аккумулируются средства, за счет которых потом производится переработка или уничтожение пластика. Увы, наши компании сами не спешат отдать часть доходов на благое дело экологии, и власти их не торопят.

    Поделиться