Новости

02.02.2009 01:00
Рубрика: Культура

"Ларек" в Париже

Юрий Шевчук записал первый альбом без группы "ДДТ"

Несколько лет назад у лидера "ДДТ" появилась мечта выпустить диск с аранжировщиком, продюсером и гитаристом Константином Казански, который в 70-х помогал Владимиру Высоцкому записывать его "французские" альбомы. Теперь она сбылась - на релизе L Echopрe Юрий Шевчук спел свои избранные и новые песни - причем как по-русски, так и по-французски.

Русских поэтов с гитарой Париж манил всегда. Александра Вертинского, Александра Галича, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого... Уже записью предыдущего диска с "ДДТ" - "ПреКрасная любовь" Юрий Шевчук обозначил новый вираж в своем незаурядном и эмоциональном творчестве. Он ушел от жестких роковых структур и современного высокотехнологичного саунда альбома "Пропавший без вести" в бард-рок и безыскусные, "сермяжные", проникновенные песни. Те, которые так хорошо и душевно поются под гитару, - просто для души, настроения, куража или желания притупить душевную боль, постараться понять себя и свое место в окружающем, часто совсем не душевном мире...

Песни с "ПреКрасной любви" - "Капитан Колесников", "В гостях у "генерала", "Осень мертвые дожди", "Вот, сижу я у окна" - и впрямь разошлись по душам, кухням, умам... После такого альбома было непонятно, в какую сторону пойдет "ДДТ": то ли в жесткий рок, то ли сместится ближе к бардовской песне, где стихи и душевность - норма, а сильные аранжировки и музыкальная насыщенность материала - требования уже второстепенные. ... Мало кто знает, что первые свои награды Шевчук получал на рубеже 80-х - за песни, спетые на бардовских конкурсах. А в прошлом году благосклонно отнесся к приглашению на Грушинский фестиваль. Да и в поездки по "горячим точкам" - а побывал он везде: от Белграда до Чечни и Цхинвала - Шевчук всегда брал с собой обычную гитару. И пел под нее свои песни так, что по искренности, подаче и материалу стоил сразу нескольких групп вместе взятых... Большой талант и самобытный поэт, наверное, тем и отличаются от ремесленников и эпигонов, что способен спеть даже под аккомпанемент ложек и походного котелка и прозвучать при этом более мощно и выразительно, чем большой симфонический оркестр...

Тенденции "ПреКрасной любви" в итоге стали определяющими - уже в этом альбоме чувствовалось сильное влияние Владимира Высоцкого, точнее - огромное уважение к нему. Поэтому символично и закономерно, что к записи следующего альбома Шевчук решил привлечь парижанина Константина Казански. Именно этот аранжировщик, саундпродюсер, клавишник и акустический гитарист работал с Высоцким над тремя его французскими дисками. Суждения о тех релизах до сих пор полярны: одни поклонники Владимира Семеновича восхищаются этими "винилами", считая, что они новый этап творчества артиста. Другие считают, что под гитару Высоцкий звучал более органично и емко, а многослойные оркестровки полезнее для других исполнителей и жанра. Кстати, с тех пор Константин Казански (сотрудничавший также с Алешей Дмитриевичем) не работал с русскими музыкантами без малого 30 лет. И первым, с кем он снова согласился посотрудничать, был именно Юрий Шевчук.

Лидер "ДДТ" приезжал в Париж в начале 2007 года - оставил Казански вышедшие в России диски "ДДТ". И тот лично выбирал для французского" диска - уже Юрия Шевчука - наиболее увлекшие его композиции. Сам же потом и определял аранжировки, состав оркестра, саунд, настроения... Было решено, что альбом запишут без участия "ДДТ" (на студии группы делался только итоговый мастеринг), а почти все музыканты в студии - парижане (даже самому Юрию Юлиановичу не дали взять в руки привычную акустическую гитару). При этом большинство исполнителей не понимали по-русски. И это принесло альбому как положительные моменты, так, увы, и разочарования...

Если слушать L Echoppe целиком (название, кстати, переводится как "Ларек" - в честь эпической песни из альбома "Единочество", тоже вошедшей в релиз), впечатления самые уважительные. Шевчук прозвучал убедительно, диск умело выстроен композиционно. Он начинается с лирическо-сентиментальной, почти пейзажной зарисовки "Париж", в которой удивительно тонко и томно передан дух этого романтичного города, с его кафешантанами, улочками, в мостовые которых, кажется, впитались солнечные лучи, бульварами и платанами. И оркестр тут как-то по-свойски и очень по-французски играет то, как он сам чувствует свой родной и любимый город. Еще одна новая песня "Когда закончится нефть" стилизована под диксиленды 30-40-х годов - парижане тут тоже расстарались. Но в некоторых очень сильных изначально композициях музыканты явно не знают, каким стихам аккомпанируют. Шевчук поет с искренностью, состраданием, болью, душой - по-другому Юрий Юлианович по-видимому не умеет, а оркестранты выдают подкладом нечто атональное, раздолбайски-фривольное, в духе неистребимого по настроениям неунывающего парижского шансона. А к батальной и горькой песне-полотну "Ларек" - масштабному, как Бородинская битва - добавляют жертвенно-страстный и отстраненный вокал а-ля Милен Фармер на французском языке... Собственно, смысл в этом есть - диск должен выйти во Франции. Там, наверное, мало что поймут из русской поэзии Шевчука, зато оценят то, что он органично выступил на чужой территории, дал проявить себя французским музыкантам (в том числе "классикам" и джазменам). Да и сам исполнил один куплет на французском - в песне "Париж". Очень бы не хотелось, чтобы вспоминались слова песни того же Владимира Семеновича: "Мы с тобой в Париже нужны, как в русской бане лыжи"... И хотя бы ради того, чтобы русский "Ларек" стал родным и востребованным L,Echoppe в Европе, вполне можно с пониманием отнестись ко всем аранжировкам французского Константина...

Российские поклонники тоже не должны быть разочарованы - работа над диском продолжалась с перерывами полтора года: началась весной 2007-го, а завершилась в ноябре 2008-го. За это время Шевчук написал и несколько новых песен, прежде не издававшихся и теперь вошедших в L Echoppe: "Париж", "Эмигрантская", "Когда кончится нефть", "Конец света", "Песня невеселая". Презентации альбома в России с французскими музыкантами пока не планируется. А значит, есть надежда, что Шевчук включит эти песни в программу группы "ДДТ". И они снова зазвучат, как мы привыкли в их исполнении: искренне и душевно.

Культура Музыка Музыка с Александром Алексеевым