02.02.2009 01:00
    Поделиться

    В Доме Пашкова три дня демонстрировалась экспозиция "Реставрация. Диалог прошлого с настоящим"

    Москвичам показали экспозицию, которую возили на Европейскую выставку в Лейпциг

    В знаменитом Доме Пашкова три дня демонстрировалась экспозиция "Реставрация. Диалог прошлого с настоящим", которая произвела немалое впечатление на Европейской выставке Denkmal 2008 в Лейпциге. Тут представлены лучшие объекты культурного наследия, отреставрированные в столице за пять последних лет.

    Выставка не совсем обычная: ее организаторы отказались от привычных фотографий - "до" и "после" реставрации, а показали видеоролики-путеводители, которые воспроизводились на больших экранах и дополнялись информацией на интерактивных терминалах. Посетители могут взять на входе специальные разноцветные очки, которые дают объемное изображение, - возникает полное ощущение, что ты внутри удивительного по красоте здания. Так можно "прогуляться" по Петровскому Путевому дворцу, Марфо-Мариинской обители, палатам Волковых-Юсуповых, Верхним торговым рядам ГУМа, усадьбе Римского-Корсакова - фаворита Екатерины II (теперь это модный ресторан "Турандот"), "Царицыно"... Кстати, за этот воссозданный из руин музей-заповедник мэру Москвы Юрию Лужкову и авторскому коллективу архитекторов, реставраторов и техников на выставке Denkmal 2008 вручена престижная европейская премия имени Бернхарда Реммерса. Всего для лейпцигской выставки было отобрано 11 лучших образцов реставрации памятников истории и культуры, в том числе и Дом Пашкова, который можно было посмотреть не только сквозь объемные очки, но и воочию. А экскурсию провел Владимир Городецкий, заместитель по реставрации "Центрстройинвеста-2000".

    Богатым был капитан-поручик Петр Пашков, если построил себе дворец прямо напротив Кремля. Говорят, на "водочные" деньги. Проект заказал Василию Баженову, правда, потом чертежи сгорели.

    Бальный зал, как рассказал наш экскурсовод, называют залом Наташи Ростовой - очень похоже по описанию в романе. Есть "Балкон трех императоров" - здесь гостил император Германии с двумя сыновьями. До наших дней сохранились лепнина, часть интерьеров. Труднее судьба греческих статуй - некоторые стояли без голов. Оставить так? Но одно дело - Венера без рук, а другое - богиня без головы... "Возобладала, - говорит Городецкий, - другая точка зрения - докомпоновать статуи". В общем, стоят сейчас как новенькие. А вот люстра - доподлинная... Все сложные инженерные системы, включая вентиляционные короба, решено было вынести во двор, где вырыли огромный котлован и все туда поместили.

    Посетителям показывают обнаруженный при реставрации таинственный колодец - 14 метров в глубину и 5 - в диаметре. Он обложен белокаменными блоками, из которых и строилась Москва. Для чего он - археологи гадают по сей день. Может, отсюда брали воду, которая и сейчас плещется на дне, - но специалисты, как ни пытаются, не могут ее откачать. Возникла даже версия, что тут был секретный ход в библиотеку Ивана Грозного, которую безнадежно разыскивают до сегодняшнего дня. Дом Пашкова строился не на пустом месте - прежде на Ваганьковском холме стояли дворцы, в том числе матери одной из жен Ивана Грозного... Так что колодцу может быть и 400 лет, и тысяча...

    На открытии выставки многие говорили о ренессансе реставрации памятников в столице. "Только в прошлом году ремонтно-реставрационные и научно-исследовательские работы велись одновременно более чем на 350 объектах, - отметил Валерий Шевчук - руководитель комитета по культурному наследию Москвы, - полностью завершены на 40 с лишним. В этом году приступаем к реставрации храма Климента, ансамбля "Рогожская слобода" с 5 церквями, Сретенского мужского монастыря - всего 200 памятников. Заканчивается реставрация дома-музея, где жил Гоголь, и памятника во дворе... В мае решено возобновить городской конкурс на лучшую реставрацию".

    Отразится ли финансовый кризис на дальнейшей работе? Как сказала корреспонденту "РГ" Лидия Мишарина, начальник управления контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия, "пока никто ни от чего не отказался. Но сроки работ, наверное, будут более щадящими".

    В общем, Москва сейчас активно наверстывает упущенное: ведь за 15 последних лет многие памятники (специалисты называют цифру 600) были утеряны, среди них - постройки Баженова, Казакова, Шехтеля... Чтобы такие истории не повторялись, городские власти готовы и впредь вкладывать немалые средства в реставрацию, но лучше - не терять того, что есть.

    Поделиться