Вступил в силу закон, внесший поправки в документы о частной охране и детективной деятельности. "Заказным" сыщикам поставлено немало ограничений, особенно по использованию умной техники для слежки.
Это только кажется, что шерлоки холмсы и прочие миссис марпл есть где угодно, только не у нас. В России, по разным данным, частным сыском, причем на законном основании, занимаются свыше 200 тысяч человек.
Суть требований нового закона, одобренного Советом Федерации 17 декабря прошлого года, - в жестком государственном контроле и регулировании сыскной деятельности. Частных детективов обязали проходить профессиональную, а не абстрактную "специальную" подготовку. Если раньше сыщиком мог стать, скажем, выпускник обычного военного училища, например пехотного, артиллерийского или летного, то теперь обязательно нужен диплом об окончании профильного учебного заведения, пусть даже и частного. Запись должна четко свидетельствовать, что ты сыщик, а не сапер или бортинженер. Иначе лицензии не видать.
Для тех, кто нарушит требования закона, резко ужесточены наказания. Теперь за превышение своих полномочий или других нарушений "самопальный" детектив может сесть в тюрьму на срок до семи лет.
Какие это могут быть нарушения? Их много. По сути сыщику запрещено практически все, что позволяет детективу эффективно выполнять свои обязанности - в оперативном понимании. Например, использовать специальную аппаратуру для слежения, подслушивания или сканирования переговоров. Не дай Бог поймают такого детектива с прослушивающим "жучком" или скрытой камерой. Даже сотруднику милиции "при исполнении" нужна на "техническую" слежку разрешительная санкция прокурора. Иначе можно надолго сесть, как иные правоохранительные генералы.
Или, что самое страшное, возьмут такого детектива на несанкционированном проникновении в чужое жилище.
А уж оружие и физическую силу ему и подавно запрещено применять. Только если есть острая необходимость в самообороне. Но это на общих, общегражданских основаниях. Опыт подсказывает, что вряд ли суд воспримет как смягчающие обстоятельства профессиональную деятельность частного детектива. Скорее наоборот.
И еще - детективы обязаны всегда и везде делиться оперативной информацией с милицией. Если сыщик что-то серьезное утаит, особенно в деле о резонансном преступлении, то его вполне могут привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.
Что важно, частный детектив не имеет права использовать "корочки" государственных спецслужб или представляться сотрудником каких-либо "органов". Более того, действующим милиционерам, чекистам, следователям прокуратуры и прочим правоохранителям запрещено работать в частных сыскных агентствах. Хочешь стать Холмсом - снимай погоны.
В новом законе есть и приятные новости. Теперь лицензию вместо трех лет дают аж на пять.
Чем разрешено по новому закону заниматься частным детективам?
Рынок сыска весьма обширен и востребован. Бывает так, что какой-нибудь гражданин, особенно частный предприниматель, по разным, в том числе сугубо личным причинам, не хочет официально обращаться в милицию или прокуратуру. Скажем, он подозревает, что в его фирме есть инсайдер - засланный "казачок" от конкурентов. В милицию с этим не обратишься - нет реального состава преступления. А частный детектив может тайно, с согласия хозяина, внедриться в предприятие и полгода зондировать коллектив - кто есть кто. Далеко не всегда этим будет заниматься милицейский опер, если нет надежды вскрыть крупную финансовую аферу.
Есть более простой вариант коммерческой контрразведки - выяснение всей информации о партнерах, поиск "подводных течений" предстоящей сделки. Даже расследование банальной кражи из офисного сейфа нередко поручают частному детективу, чтобы не привлекать излишнего внимания государства к собственным наличным суммам.
Другая, очень востребованная услуга - выявление адюльтера. Иные супруги весьма озабочены верностью своих половин и готовы заплатить за момент истины. Кроме того, родители с помощью сыщиков узнают много интересного про своих детей и других ближайших родственников. Говорят, именно на основании этих наблюдений и расследований меняются завещания, переназначаются миллионные и помельче наследства. Нередко детективы занимаются бухгалтерской, канцелярской, а то и секретарской работой, перелопачивая тонны документов, затевая длиннейшие переписки с многочисленными инстанциями. Ведь известно, что 99 процентов информации - не в секретных шифровках или тайниках, а в открытых источниках - газетах, служебных справках, библиотечных или научных архивах. Надо только знать, что и где искать.
Чаще всего к частным сыщикам обращаются, чтобы найти без вести пропавших родственников или знакомых, выяснить подноготную партнеров по бизнесу, обезопасить сделку с недвижимостью или автомобилем. Клиенты просят, чтобы сыщики проверили, нет ли за ними визуальной слежки, прослушки, не взламывает ли кто их компьютер.
Стоят услуги детектива по-разному. Как правило, цена договорная, зависящая от сложности задания и конфиденциальности. Но есть и стандартные таксы. Например, за наружное наблюдение, то есть банальную слежку, охранные агентства просят в среднем десять долларов в час.
А найти пропавшего без вести человека стоит от четырех тысяч рублей.
И все же как сыщикам совмещать требования закона и пожелания клиентов?
Элементарно, как сказал бы знаменитый Шерлок Холмс. Вот простой пример. Скажем, какой-то господин хочет уличить свою жену в супружеской измене. У частного детектива есть все - фото, домашний адрес, место работы, адреса подруг и друзей, фитнеса, любимого бара, вероятные маршруты передвижения. Нет только права вмешиваться в личную жизнь этой женщины и пользоваться специальной шпионской аппаратурой.
Но эти процессуальные "мелочи" легко обойти.
Сыщик в любом случае обязан заключить с клиентом договор об оказании услуг - этого требует закон. Но в договоре можно указать не помощь потенциальному рогоносцу, а поиск без вести пропавшей супруги. Вот детектив и бросается на розыск якобы исчезнувшей женщины. А что уж там всплывает по ходу расследования - мелкие технические детали.
Кстати, о технических деталях. Да, нельзя пользоваться скрытыми камерами и микрофонами. Но мобильным телефоном и даже обычной "мыльницей" - почему бы и нет? Мол, снимал городской пейзаж, а в кадр совершенно случайно попала неверная супруга с любовником. Вот ведь как бывает.
Какими техническими средствами все-таки имеет право пользоваться частный детектив?
Для расследования, которое он обязался провести по заключенному договору, он может использовать видеозаписи. Опять же, если камеры были установлены законно. То есть если в офисе хозяин тайно просматривает служебные помещения, без ведома сотрудников, это нарушение. Вы заметили, что во многих магазинах вам игриво предлагают улыбнуться - мол, снимает видеокамера? В таком случае - не придерешься. Иначе - нарушение Конституции, вмешательство в личную жизнь.