В середине января стало известно, что интерес к покупке допэмиссии оказавшейся на грани банкротства сети "36,6" (размещение будет проводиться в конце марта - начале апреля) помимо "Русского стандарта" проявил фонд прямых инвестиций (ФПИ) Marshall Capital Partners. По нынешним временам решение для фонда смелое. Еще прошлой осенью задыхающиеся от безденежья ретейлеры были лакомыми объектами для прямых инвестиций. Но теперь все больше экспертов сходятся в том, что бума покупок в ретейле не будет. Фондам бы самим остаться в живых! По прогнозу аналитиков Boston Consulting Group, в ближайшие три года более 40% компаний, специализирующихся на частных прямых инвестициях, могут выйти из бизнеса. В России эта цифра может быть меньше, но уже сейчас, по оценке управляющего партнера компании Management Development Group Inc. Дмитрия Потапенко, объем средств под управлением фондов "усох" минимум на 90%, а "в живых" в России осталось 2-3 фонда с западными деньгами. Остальные спешно вывели свои средства.
А ведь еще несколько месяцев назад на 75% акций сети "Седьмой континент" всерьез претендовали альянс BVCP и TPG Capital, а также британский фонд Apax Partners. Летом инвестфонд TPG Capital пытался договориться о покупке питерской сети гипермаркетов "Лента", а одежный ретейлер Sela вел переговоры с Capital Intertnational (у фондов которой есть и 0,5% акций ретейлера X5Retail Group) о продаже 25-30% сети. Розничная сеть магазинов "Банана-мама", торгующих товарами для детей, обремененная долгом в 1 млрд руб., также вела в конце 2008 года интенсивные переговоры о продаже. Среди потенциальных покупателей фигурировали Russia New Growth Fund, Icon Private Equity, Alfa Capital Partners, United Capital Partners и PPF Group (в сентябре инвестировавшая около $ 500 млн в сеть "Эльдорадо" под залог доли в 51%).
Анонсированные сделки так и не состоялись. "Банана-мама" в итоге и вовсе перешла под контроль Альфа-Банка фактически бесплатно - из-за долга в $ 30 млн. Тем не менее ретейлеры продолжают рассчитывать на портфельных инвесторов. "Предложений много, особенно от компаний с большой долговой нагрузкой", - признает Бенджамин Вилкенинг, партнер скандинавского фонда прямых инвестиций Mint Capital.
Фонды взяли паузу - активы стремительно дешевеют. "Пока до конца не ясна глубина кризиса, разумно занять осторожную позицию. Кроме того, фонды не торопятся со сделками из-за вероятности того, что мультипликаторы упадут еще сильнее", - говорит Бенджамин Вилкенинг. Если в докризисное время ретейлеров оценивали в 8-12 EBITDA, сейчас мультипликаторы не превышают 1-4 EBITDA. Но для прямых инвесторов в нынешних условиях главное не цена актива, а способность компании генерировать денежный поток в период кризиса и ее устойчивое положение на рынке. Ретейлеры же продают продукцию, от которой потребители откажутся в последнюю очередь, - продукты питания, товары для детей, одежду. В период роста фонды с удовольствием входили в капитал ретейлеров. Однако в период кризиса у некоторых ФПИ появились управленческие и финансовые трудности в портфельных компаниях. "Фонды не только не покупают, но и с радостью вышли бы из сетей", - говорит представитель одного из ретейлеров. "Продать сеть сейчас практически невозможно, как бы того ни хотелось. Сети не покупают ни по цене недвижимости, ни как торгового оператора", - подтверждает Дмитрий Потапенко.
Свежий пример: ГК "Бородино" так и не смогла найти покупателя на свою сеть "Продуктория". Владельцы объяснили это невыгодными предложениями со стороны потенциальных инвесторов. "Ретейлерам нередко нужны не только деньги, но и бизнес-технологии, которыми фонды в большинстве случаев попросту не обладают", - говорит Дмитрий Потапенко. "Анализ российского ретейлового рынка показывает, что таких бизнес-технологий недостаточно и у стратегических инвесторов", - считает Вилкенинг из Mint Capital. Кроме того, фонды декларируют отсутствие желания отбирать бразды правления у владельцев компаний. "Привлечение фонда в качестве инвестора позволяет акционерам сохранить существенную долю в компании, в то время как стратегический инвестор стремится к приобретению минимум контрольного пакета", - говорит Вилкенинг. К тому же фонды пытаются привлечь в свои сети известных управленцев - ретейл переживает тяжелую покупательскую депрессию, которая может усугубиться с течением времени. "Сейчас у меня целый вал предложений стать управляющей компанией той или иной сети, - говорит Дмитрий Потапенко. - Все понимают, что надо сокращаться, но мало кто понимает, как именно".
Несмотря на снижение оборота, связанного с сокращением потребительского спроса, ретейлеры по-прежнему представляют интерес для портфельных инвестиций. "В этой отрасли можно за счет относительно небольшого капитала построить крупный бизнес, а из-за кризиса база затрат ретейлоровых компаний должна измениться в положительную сторону ввиду сокращения расходов на аренду и зарплаты", - считает Вилкенинг. Эксперты прогнозируют бум покупок (в том числе и ретейлеров) на вторую половину 2009 года. К этому времени, по прогнозам специалистов KPMG, у многих компаний иссякнет "запас прочности" и их владельцам придется либо продаваться по дешевке, либо "умирать". Рассчитывать же на инвестиции, по словам экспертов, смогут ретейлеры с приемлемым уровнем долговой нагрузки (не более 2 EBITDA) и гарантией пролонгации кредита от банка. По словам Бенджамина Вилкенинга, инвесторы, скорее всего, будут входить в компании через реструктуризацию долга. Еще одним аргументом в пользу предстоящего шопинга, по мнению экспертов, является то обстоятельство, что вскоре фондам необходимо будет демонстрировать определенный уровень доходности и активности перед своими инвесторами.