Есть ли перспективы у хлопководства на Юге России

Всвязи с удорожанием импорта хлопка-сырца, растущим дефицитом оборотных средств и резким падением производства у текстильщиков в 2008 году вновь выдвигаются проекты по восстановлению промышленного хлопководства на Юге России. Существовавшего там в 1930-х - начале 1960-х годов, но директивно ликвидированного в связи с дешевизной среднеазиатского, египетского и южноазиатского хлопка, поставки которого в СССР быстро увеличивались в 1960-х - первой половине 1980-х гг.

По оценкам нынешних инициаторов такого проекта (администрации Астраханской области, Калмыкии, Ставропольского края, Ивановская государственная текстильная академия, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (РСПТЛП), ВНИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства Россельхозакадемии), с помощью хлопкосырья Астраханской, Ростовской областей, Калмыкии и Северного Кавказа, российская текстильная отрасль сможет сократить объем импорта сырца минимум на 15 процентов. И примерно на столько же повысится загрузка 20-25 процентов текстильных мощностей РФ, в том числе минимум на 25 процентов - в Южной России и Поволжье. Вдобавок в Южнороссийском и Нижневолжском регионах будут созданы тысячи стабильных рабочих мест, что немаловажно в условиях кризиса.

Как сообщил автору Борис Фомин, президент РСПТЛП, "к концу 1990-х была подготовлена федеральная программа по восстановлению и развитию этой отрасли, но затем от нее отказались по финансовым причинам. Хотя астраханское и калмыцкое хлопководство с тех пор постепенно возобновляется, это "удел" энтузиастов. Для промышленных масштабов на первых порах нужны крупные капиталовложения, которые окупятся не в короткий срок. Полностью же заменить импортное сырье южнороссийское "белое золото", безусловно, не сможет. Но результатами развития отрасли станут экономия на хлопкоимпорте и больший уровень загрузки текстильных мощностей, особенно южнороссийских. В федеральной программе поддержки текстильной отрасли до 2020 года сказано о доведении переработки хлопка до 600 тысяч тонн в год, но не указано, включается ли в этот объем южнороссийский хлопок".

Есть и другие мнения: по данным директора ФГУП "Производственно-коммерческий центр" Минпромторга России, бывшего гендиректора ОАО "Спецтехноткань" (г. Москва) Олега Кащеева, "сырье у нас - 100%-ный импорт. Отечественного сырья для текстильных отраслей очень мало. А по хлопку - это только импорт, хотя в Великую Отечественную войну почти вся армия была одета в южнороссийский хлопок. Но сейчас восстановить эту отрасль вряд ли возможно". Кандидат технических наук Алексей Зайко (г. Москва) развивает эту идею: "Технология хлопкопрядения в России разрабатывалась прежде всего под среднеазиатское сырье, заменить его, по сути, нечем. А разорвать давно отлаженную технологическую сцепку в текстильной отрасли нереально без массового технического перевооружения. Вкладывать же в это деньги бизнес не готов".

Между тем, по воспоминаниям министра хлопковой промышленности Украинской ССР в 1950-1953 годах (было и такое ведомство...) Евгения Алексеевского (1906-1979), многие специально выведенные сорта неплохо прижились на юге Украины, в Крыму и на Северном Кавказе с Нижним Поволжьем и перерабатывались там. Но по экономическим и климатическим причинам этот хлопок в сравнении со среднеазиатским и азербайджанским имел высокую себестоимость и уступал по ряду качественных параметров. А когда в рост пошел дешевый хлопкоимпорт - с конца 1950-х, - промышленное хлопководство в тех регионах стало, естественно, нерентабельным. Впрочем, по мнению Е. Алексеевского, для мало- и среднемощных текстильных предприятий вблизи тамошних хлопкопосевов местное сырье рентабельно использовать, но не более того.