В прошлом году какао стало самым выгодным для инвестиций сырьевым товаром: цены на какао-бобы на предновогодних торгах в Лондоне достигли 23-летнего максимума, превысив планку в 1850 фунтов стерлингов за тонну. Всего за год какао-бобы подорожали на 76%.
Одна из причин - спад производства шоколада в Кот д'Ивуаре, где выращивают 40 процентов всех какао-бобов. Отгрузки из соседней Ганы, которая занимает второе место по поставкам какао-бобов, также сократились. Некоторые эксперты предсказывали дефицит шоколада в предстоящем сезоне. Когда кризис только начинался, производители сладостей оптимистично заявляли, что он будет только способствовать их расцвету. Мол, шоколад - одно из немногих наиболее доступных удовольствий, и люди будут находить в нем утешение. Но спрос на шоколад неожиданно упал, особенно из элитных сортов какао, которым в последнее время предпочитали лакомиться потребители в развитых странах.
По словам эксперта компании Barry Callebaut, производящей промышленный шоколад для компаний, потребители в западных странах все чаще отдают предпочтение дешевым маркам шоколада, а не премиальным, как это было совсем недавно. В то же время, по мнению экспертов, рынки в развивающихся странах, в том числе российский, демонстрируют хороший потенциал. Но что будет с нашей шоколадной индустрией в ближайшем будущем?
По словам участника рынка Юрия Кожанова, в первую очередь сложившаяся ситуация скажется на стоимости российской продукции. "Стоимость кондитерских изделий небеспредельная. Ее можно повысить, но тогда шоколад будет лежать на прилавках, - говорит он. - Вполне возможно некоторое сокращение той группы продукции, которая будет менее востребована, а также некоторая переориентация на более дешевые изделия с меньшим содержанием какао".
Эксперт рынка Ярослав Коваль отмечает, что из-за нестабильности мирового рынка какао-бобов очень сложно предсказать, какими будут тенденции в долгосрочной перспективе и как дефицит на мировом рынке может отразиться на ценообразовании шоколадной продукции. Тем более что какао-продукт - только один из компонентов шоколада. По его словам, в данный момент дефицит, о котором предупреждают эксперты ICCO (Международная организация производителей какао), не влияет на цены в этом сегменте в России. Рассуждая о возможных изменениях в ближайшие год-два, он говорит, что многое будет зависеть от стратегии, которую изберет каждый из игроков, их действий, специфики рынка и готовности покупателя платить больше.
В Россию ежегодно ввозится до 100 тысяч тонн какао. Сейчас все крупные участники российского кондитерского рынка работают "на старых запасах", по уже заключенным долгосрочным контрактам на поставку какао по фиксированным ценам, и в ближайшие месяцы они будут получать сырье по докризисной цене. Ну а потом возможно подорожание продукции. Ведь даже в прошлом благоприятном году цены на шоколад и шоколадные конфеты выросли в нашей стране на 17%.
Горький шоколад подорожает прежде всего, поскольку в нем больше какао и его потребители смогут себе позволить дополнительно заплатить за эти сладости, - считает руководитель лаборатории производства шоколадных изделий НИИ кондитерской промышленности Лариса Рысева.
По оценкам маркетингового агентства группы "ИнФорум" - объединения фирм, специализирующихся на поставке ингредиентов для российской кондитерской промышленности, доля какао в шоколаде определяет его конечную цену на 40%. Таким образом, если прогнозы ICCO относительно роста цен на какао-бобы сбудутся, то сладости с содержанием какао 20-30% поднимутся в цене на 7-10%, а горький шоколад с содержанием какао 60-70% может подорожать на 25-30%.
Многие эксперты, однако, полагают, что жесткая конкуренция не позволит поднимать цены на сладости. Если цены на мировом рынке на бобы не упадут, то многие кондитеры будут стараться сдерживать рост цен на свою конечную продукцию путем сокращения накладных расходов и частичного уменьшения прибыли.
Справка
Российский рынок шоколадных изделий в 2008 году уверенно рос. И не только в деньгах (+38%), но и в физическом объеме. По данным аудита розничной торговли, проведенного Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за полный 2008 год, рост розничных продаж шоколадных изделий составил 16% в натуральном выражении (в 2007 г. - 4%). Однако динамика продаж в последние месяцы 2008 года в сравнении с аналогичными показателями 2007 года несколько слабее. Как показали результаты исследования Nielsen "Российский потребитель: есть ли кризис?", проведенного в конце ноября - начале декабря 2008 года, российские потребители уже затягивают пояса.