Федеральная служба исполнения наказаний готовится провести всероссийскую перепись тюремного населения. Благодаря ей мы сможем увидеть портрет типичного арестанта, за что сидит, во что верит, чем дышит.
- Перепись позволит получить уникальные данные о социально-демографической, уголовно-правовой ситуации среди заключенных, - сообщил "РГ" начальник Научно-исследовательского института ФСИН Вячеслав Селиверстов. - Отдельно будут сформулированы вопросы для несовершеннолетних, отбывающих наказание, и для женщин-арестанток.
Последний раз люди с анкетами ходили по камерам десять лет назад: предыдущая перепись прошла в 1999 году. Но это не значит, что тюремщики не знают, сколько людей у них сидит. Учет ведется, переклички проводятся ежедневно. Самые свежие данные: за решеткой почти 890 тысяч арестантов, из них более 730 тысяч отбывают срок в колониях. Среди осужденных - почти 70 тысяч женщин и более 8 тысяч подростков. За год через следственные изоляторы прошло два с половиной миллиона граждан.
Но за этими цифрами не видно человека. Кто он? Как сюда попал? Насколько опасен для общества? Про тюремное население ходит несколько суждений. Кто-то говорит, что масса народу попала в колонии за мелкие преступления: мешок картошки, три карася или железный бак. Другие, наоборот, утверждают, что за решеткой больше стало убийц, насильников и грабителей. А значит, атмосфера в неволе сгустилась. Как обстоит дело на самом деле, должна ответить перепись.
Некоторые результаты нетрудно спрогнозировать. Например, недавно Верховный суд опубликовал своеобразный рейтинг коррупционеров - по материалам уголовных дел. В прошом году было осуждено 1300 взяточников, из них каждая пятая - женщина. Почти все попались на мелочи. Полторы сотни из них вообще брали по пятьсот рублей и меньше.
Подобных портретов будет немало. Тюремные социологи опишут грабителей и рецидивистов, мелких воришек и убийц, выяснят, молодеет или нет преступность. Конечно, криминал - это своего рода тень общества, но в данном случае по тени можно будет судить о всей нашей жизни. Скажем, служба исполнения наказаний давно отметила неприятную тенденцию: среди осужденных растет процент неграмотных. В советские годы практически каждый гражданин умел как минимум читать и писать. Теперь в колониях приходится открывать начальные школы. Молодые, но уже опытные воры садятся за парты, чтобы впервые взять в руки букварь. Это не тюремная проблема, а отражение каких-то нехороших процессов на воле.
Опросные листы включают около сотни вопросов. Как часто заключенный пользовался легальным телефоном? В каждой колонии есть переговорные пункты. Есть ли у него работа, сколько заработал. Платит ли алименты? Погашает ли долги по искам, возмещая нанесенный вред? Переписчики не будут верить на слово, а тщательно проверят все данные по материалам личных дел. Кроме того, у человека спросят, есть ли у него где жить после освобождения. Уверен ли, что сможет найти работу на воле. Здесь счетчики, скорее всего, услышат десятки тысяч нет.
Когда все будет закончено, анкеты в электронном виде уйдут в Москву, где ученые примутся изучать тюремный мир. Результаты иследования будут опубликованы. По итогам переписи минюст проведет международную конференцию. Более того, предполагается, что материалы исследований будут использованы для подготовки новых законопроектов.
- Одна из целей исследования - совершенствование законодательства и приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие с международными стандартами, - пояснили корреспонденту "РГ" во ФСИН.