03.02.2009 01:00
    Поделиться

    Валерий Оськин: Мы выступаем за частно-государственное партнерство на рынке труда

    Кадровые агентства могут помочь государству в борьбе с безработицей

    По данным Росстата, на 1 января этого года на биржах труда официально зарегистрировалось свыше 1,5 миллиона безработных. По примерным подсчетам, общее число безработных россиян на начало года составило уже 5 миллионов человек.

    На борьбу с безработицей срочно мобилизуются государственные ресурсы. А как реагируют на ситуацию другие участники рынка, в частности кадровые агентства? Наш корреспондент попросил исполнительного директора Ассоциации консультантов по подбору персонала Валерия Оськина ответить на этот и другие вопросы.

    - Готова ли национальная рекрутинговая индустрия к растущей безработице?

    - Конечно, мы уже несколько месяцев ощущаем наплыв тех, кому нужна работа. В России сейчас действует около 3000 кадровых провайдеров и операторов (КПО). Это кадровые компании (рекрутинговые и executive search агентства, агентства по предоставлению временного персонала и т.д.), СМИ кадровой направленности, предоставляющие информацию о вакансиях, резюме, положении на рынке труда, интернет-ресурсы, содержащие информацию о вакансиях, резюме, положении на рынке труда. В январе заработал уникальный интернет-каталог. Он уже начал помогать потерявшим работу людям находить кадровые агентства во всех городах страны. Это будет способствовать развитию трудовой миграции. Недавно на московской ярмарке вакансий в Манеже тысячи москвичей спрашивали нас, как с его помощью найти нужное агентство в столице, в Тюмени, в других промышленных центрах, имеющих спрос на рабочую силу.

    Изучая ситуацию на рынке труда в нашей стране в последние годы, можно было предвидеть, что с начала 2008 года кризис на российском рынке труда будет. Тот ажиотаж, который был вокруг дефицита персонала, перевозбудил рынок и создал своеобразную зарплатную пирамиду, которая стала разрушать бизнес. С одной стороны, отягощая его излишними затратами на персонал, а с другой, развращая большие массы работоспособных людей незаслуженными и незаработанными зарплатами.

    С октября 2008 года мы ежемесячно отслеживаем развитие ситуации на рынке труда по пяти быстро изменяющимся параметрам: динамика поступления резюме, динамика поступления заказов на подбор персонала, динамика изменений в работе по заказам на подбор персонала (отказ от заключенных контрактов, приостановка заказов или изменения его условий), динамика поступления заказов на аутплейсмент, консалтинг по "успокоению" волнений персонала, оценку персонала с целью его сокращения штата или реструктуризации, планы клиентов агентства по уменьшению или увеличению численности персонала. Хорошо зная ситуацию, мы можем эффективнее работать на рынке труда, предвидя будущие изменения.

    Сейчас в России главной в борьбе с безработицей и развитии человеческого капитала страны считается программа переподготовки кадров. Эта версия во многом навязывается образовательным бизнесом и принимается обществом за панацею. На самом деле главное - это быстро и грамотно устроить людей на работу, которую они способны выполнять, всех людей, для которых есть или могут быть быстро созданы вакансии. Работа, которую безработным дадут "от безвыходности", выльется после выхода страны из кризиса потерей здоровья для большого количества людей и повышенными затратами на здравоохранение. Это надо учитывать уже сегодня.

    В то же время нужна оценка профессиональных возможностей тех людей, для которых работы не нашлось, оценка способностей к обучению этих людей, то есть нужно знать чему возможно, а чему не возможно их научить. И лишь после этого можно готовить тех, кого целесообразно учить для деятельности в секторах, где кадры нужны больше всего.

    Сможет это сделать Роструд? У него две тысячи офисов в стране, но, как и все государственные структуры, достаточно инерционен, несмотря на все старания г-на Герция ускорить перестройку. Чтобы развернуть на полную мощь обновленную систему трудоустройства, им потребуется много времени. Особенно трудно им придется с подбором работы для уволенных менеджеров и специалистов высокого уровня. Помочь сделать это эффективнее, быстрее и точнее могут небольшие частные кадровые агентства, работающие по всей стране.

    - Правительство готово помогать рекрутерам?

    - Правительство поддерживает банковскую сферу и это правильно. Поддерживает реальный сектор - и это необходимо. Но о поддержке национальной кадровой индустрии нет речи даже в курилках министерств.

    Это тот ресурс, который уже сегодня может профессионально снижать безработицу.

    Как? Работой со своими привычными клиентами-работодателями. Деньги с соискателей нормальные агентства за трудоустройство не берут. До кризиса услуги по подбору персонала и кадровому консалтингу оплачивали работодатели. Сегодня у них нет этих возможностей.

    Может государство начать оплачивать их в рамках борьбы с безработицей? Может, деньги есть. К сожалению, пока еще нет понимания важности этого не только для рынка труда и борьбы с безработицей, но и для уменьшения спада в экономике страны.

    Представьте. В кадровой индустрии России работало в 2008 году около 100 тысяч человек. Если каждый из них помог бы сохранить одного работника в месяц и одному уволенному найти новую работу, то на 200 тысяч человек в месяц снижалась бы безработица. Можно ли реализовать этот частно-государственный проект? Да, он вполне реален.

    Также большой вклад могут внести профессиональные рекрутеры, если они начнут внедрять новые технологии построения взаимоотношений работника и работодателя. Например, внедрять схемы организации временного труда. Весь мир этим спасается, а мы не используем такую возможность.

    - Какие законодательные инициативы могли бы помочь сообществу кадровых агентств лучше выполнять свою социальную роль?

    - Мы выступаем за частно-государственное партнерство на рынке труда. Для этого хорошо бы создать при президенте России специальный чрезвычайный общественный совет по противодействию безработице с участием лучших профессионалов-практиков. Уверен, что несколько заседаний дадут главе государства целый арсенал новых продуктивных инструментов по борьбе с безработицей. Причем сейчас ни один из них не используется в России.

    Мы не раз слышали от президента и премьера о средствах, которые направляются на борьбу с безработицей. Но инструменты все старые. Значит, и эффективность борьбы с безработицей будет прежней. К сожалению, сегодня на рынке труда даже слово "инновационный" не в чести. А ведь у нас есть несколько принципиально новых инновационных способов снижения безработицы в России.

    Сегодня кадровая индустрия может решать серьезные государственные задачи. Но очень важно не дать ей растерять профессиональные ресурсы и переключиться на решение других бизнес-задач.

    - Могли бы вы привести пример таких эффективных способов?

    - В одном из городов на Волге есть завод, на котором пока еще трудятся две сотни человек, подлежащих увольнению. Они там работают на специальных механических приспособлениях для очистки металлической окалины. Их планируют сократить. Это на одном конце города. На другом конце города существует предприятие, которое ремонтирует корабли. И там нужно примерно 200 человек, умеющих очищать дно этих кораблей именно такими приспособлениями. Одно из кадровых агентств сейчас планирует эти две сотни перевозить регулярно по городу, организовать транспортную линию и решить проблему обоих предприятий. Вот этот очень простой пример показывает, что много простых и эффективных решений. К сожалению, они пока используются мало или не используются.

    Поделиться