03.02.2009 04:53
    Поделиться

    Южные рынки становятся популярнее супермаркетов

    Рынки отбирают покупателей у супермаркетов

    Посещаемость крупных торговых сетей в ЮФО начала падать. Жители региона устремились на рынки и ярмарки, рассчитывая приобрести там товары подешевле. О смене потребительских предпочтений рассказывают корреспонденты "РГ".

    Премиум сдает позиции

    Потребительский бум прошлых лет привел к тому, что в Ростовской области резко уменьшилось количество розничных рынков. За последние два года их стало меньше в два раза. Жители Дона предпочитали совершать покупки в супермаркетах. Однако сейчас наметилась обратная тенденция.

    - Народ пошел из супермаркетов обратно на рынки и ярмарки, где можно купить продукты по сниженным ценам, да и поторговаться там можно - говорит заместитель начальника управления потребительского рынка, товаров и услуг донского министерства экономики Андрей Иванов. - Становятся все более популярными магазины шаговой доступности.

    В нынешних условиях основными посетителями рынков становятся пенсионеры, люди с невысоким достатком и те, кто потерял работу. Переток покупателей не замедлил сказаться на финансовом состоянии супермаркетов. По данным донского минэкономики, в крупноформатной торговой сети южной столицы снизилась посещаемость и как следствие - выручка.

    Население стало более избирательно относится к набору продуктов, ассортименту товаров, в том числе алкогольной продукции, делая выбор в пользу более низких цен, отметил Андрей Иванов. Объем покупок продукции премиум-класса сократился.

    По итогам третьего квартала прошлого года увеличение торгового оборота на розничных рынках составило 1,6 процента. В последние же месяцы число покупателей на рынках еще больше возросло.

    Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями. В январе-ноябре 2008 года их оборот увеличился почти на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а продажи на рынках и ярмарках выросли на 2,5 процента.

    В то же время на донских розничных рынках остаются свободными около 11 тысяч оборудованных торговых мест.

    - Почему их не занимают местные сельхозпроизводители? Во-первых, проблема в сезонности, зимой больше свободных мест, летом их число достигало 7000, - пояснил Андрей Иванов. - В-вторых, не каждый фермер готов пожертвовать личным временем, потратиться на транспортные расходы. Ему выгоднее сдавать свою продукцию перекупщикам.

    Барахолки возвращаются

    Потребительской сфере власти Краснодарского края придают серьезное значение. Неудивительно, что местные сельхозтоваропроизводители пользуются поддержкой властей. Руководителям торговых сетей дали недвусмысленно понять, что именно кубанские товары должны находиться в привилегированном положении при формировании ассортимента в магазинах. С другой стороны, вице-губернатор Владимир Харламов предупредил, что контроль за качеством продуктов и их продвижением по всей цепочке (от производителя до потребителя) будет усилен.

    Власти Краснодарского края разработали ряд мер для замещения товаров инорегионального производства продукцией кубанских производителей. Если месяц назад продуктовый сектор был заполнен на 60 процентов продукцией кубанского производства, то теперь поставлена задача довести эту долю до 80 процентов. По словам вице-губернатора края Ивана Перонко, в нынешнем году субсидирование личных подсобных хозяйств даже несколько увеличится.

    Положение в потребительском секторе показало, что экономика края стоит перед необходимостью коренной перестройки. Ранее делалась ставка на крупные сетевые компании, шла борьба со стихийными рынками. При общем увеличении торговых площадей в Краснодаре закрывались небольшие кафе и закусочные. Жители кубанской столицы успели отвыкнуть от тоннаров и барахолок. Не исключено, что при усугублении ситуации гражданам придется привыкать к ним вновь.

    Пока же особых изменений в организации торговли не заметно. Хотя продавцы жалуются на снижение спроса. Особенно в недавно открытых гипер- и супермаркетах, которые появлялись, как грибы после дождя. Тем не менее, кардинальных перемен в устоявшихся предпочтениях не произошло - вместо того чтобы идти торговаться на вещевые рынки, кубанцы по-прежнему устремляются в торговые центры.

    Большие надежды возлагаются на круглогодичную работу здравниц и санаториев края: развитие туриндустрии в целом открывает неплохие перспективы для наращивания оборотов торговой сферы.

    Похожие проблемы есть и в соседней Адыгее. По мнению премьер-министра республики Мурата Кумпилова, отрасль туризма - один из приоритетов местной экономики, где пока все идет не так, как хотелось бы. Сегодня ставка делается на улучшение качества организации питания в местах отдыха для туристов и на использование такого имиджевого ресурса, как производство сувенирной продукции. Премьер-министр призвал активнее развивать народные промыслы, упростить процедуру открытия ресторанов и кафе в туристических зонах.

    Бум закончился

    В Волгоградской области отмечено падение спроса на товары премиум-класса. Причин тому несколько. С одной стороны, первый месяц нового года для сферы торговли традиционно является "мертвым сезоном". С другой, - снизилась покупательская способность горожан. Руководитель департамента потребительского рынка волгоградской мэрии Дмитрий Семененко не исключает, что в ближайшие месяцы может произойти отток покупателей из супермаркетов на рынки и ярмарки, доля которых в розничном обороте в минувшем году составляла всего-навсего 14 процентов. Но это будет зависеть прежде всего от политики крупных торговых сетей.

    - Дискаунтеры вряд ли потеряют своих постоянных потребителей, - говорит Дмитрий Семененко. - Они продолжают удерживать покупателей постоянными акциями и скидками.

    К тому же есть еще определенный покупательский менталитет: если человек привык покупать продукты в магазине возле дома, то он вряд ли поедет на ярмарку. А те, кто ходит за овощами на рынок, тоже редко меняют свои привычки.

    Обозначилась также тенденция смещения потребительского спроса в сторону продовольственной продукции, доля которой в структуре продаж в минувшем году насчитывала лишь 42 процента. Бум на приобретение промышленных товаров, в первую очередь бытовой техники, заканчивается. Сейчас люди больше денег будут тратить на покупку продуктов питания. По прогнозу Семененко, в течение года доля продовольствия в торговом обороте Волгограда возрастет примерно до 55-57 процентов.

    Поделиться