Экс-министр труда и социального развития РФ, а ныне депутат Государственной думы Оксана Дмитриева выступила с инициативой обращения о законности массового введения ЕГЭ в Конституционный суд. Об этом она рассказала корреспонденту "РГ".
Напомним, уже к марту будущим студентам предстоит выбрать четыре экзамена, результаты которых будут основанием не только для получения диплома о среднем образовании, но и для поступления в ВУЗ. Однако, сегодня эксперты говорят о том, что молодые люди, окончившие школу несколько лет назад и не имеющие практики в сдаче ЕГЭ, не смогут пройти тесты для поступления в вуз. Закон, ухудшающий положение граждан, таким образом, получил обратную силу, что противоречит Конституции.
Российская газета: Что вас не устраивает в ЭГЭ?
Оксана Дмитриева: Я убеждена, что система ЕГЭ - дополнительная надстройка, которая не улучшит эффективности оценки знаний школьников. Это нововведение деформирует систему образования, поскольку предполагает натаскивание детей на тесты. Оно подрывает традиции российской школы, особенно в части физико-математического и технического образования.
РГ: Почему вы так думаете?
Дмитриева: Это ярко демонстрируют результаты ЕГЭ-2008. Единственный положительный результат теста - мы увидели какое количество выпускников реально освоило программу средней школы. 24% выпускников не усвоили программу по русскому языку, и больше 30% - по математике. Это объективный показатель и он ничем не отличается от того, что было ранее, еще в советское время. Тогда, правда существовала система профессионально-технических училищ и профориентации ребят. Среднее образование во многом было фиктивным, но те, кто не осваивал по факту программу средней школы, могли доучиться и получить профессию в ПТУ. 80% ПТУ закрылись в течение последних 15 лет. Доучиваться тем, кому не хватило школьного образования просто негде.
РГ: По каким дисциплинам может ударить ЕГЭ сильнее всего?
Дмитриева: По естественно-научным дисциплинам. Преподаватели технических ВУЗов вполне резонно опасаются результатов ЕГЭ по физике, химии и биологии. Уровень их преподавания в школах оставляет желать лучшего. Школьную программу по тем же физике и химии не усвоило гораздо больше выпускников, чем по русскому языку и математике. Рассматривая результаты ЕГЭ, технические ВУЗы могут просто не набрать студентов, а ведь они финансируются, исходя из количества учащихся. Что-то более вредное для развития страны и представить сложно.
2008 год, кстати, оказался показательным. Сторонники ЕГЭ настаивали на том, что это объективный способ оценки знаний, полностью искореняющий коррупцию и взятки при приеме в ВУЗы. Такая точка зрения как минимум спорна. В прежние годы золотые медалисты могли стать студентами без сдачи экзаменов. Интересно, что золотых медалей больше всего выдавалось в Кабардино-Балкарии. Сейчас картина складывается аналогичная - самые лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в Дагестане и все той же Кабардино-Балкарии. Уже есть мнение, что из некоторых регионов данные ЕГЭ полностью не соответствуют уровню образования.
РГ: Не станет ли при таком раскладе ЕГЭ преградой в получении дальнейшего образования для части выпускников школ?
Дмитриева: Станет. Без аттестатов вообще могут остаться около 120 тысяч выпускников. Шансов найти работу у тех, кто не имеет образования, при нынешней экономической ситуации нет вообще. Колоссальная проблема заключается и в том, что ЕГЭ стал обязательным и для тех, кто закончил обучение еще несколько лет назад. В школе они не готовились к сдаче ЕГЭ и не сдавали этого экзамена. Теперь же для поступления в ВУЗ им придется готовиться к тестированию. Люди, таким образом, ставятся в заранее невыгодное положение по сравнению с выпускниками этого года. Закон, ухудшающий положение граждан получает обратную силу, что грубо нарушает основной закон России. Я уже подготовила соответствующее обращение в Конституционный суд. Не исключено, что рассмотреть его суду удастся еще до проведения выпускных экзаменов в школах.