Лидеры стран ОДКБ создали коллективные силы оперативного реагирования

Вчера лидеры семи стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности собрались в Москве на внеочередную сессию ОДКБ, чтобы обсудить дальнейшее развитие организации.

Центральным вопросом повестки дня было утверждение коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) как структуры, которая может быть использована для отражения военной агрессии, в рамках спецопераций по борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также в ликвидации природных и техногенных катастроф.

В середине декабря главы пяти из семи членов ОДКБ - во встрече тогда не участвовали лидеры Белоруссии и Узбекистана - собирались вместе в Казахстане в неформальной обстановке на курорте "Боровое". Именно тогда и была достигнута принципиальная договоренность о начале работы по организации КСОР.

"Все присутствующие сошлись в необходимости принятия соответствующего решения", - коротко отметил Дмитрий Медведев. А лидер председательствующей в ОДКБ Армении Серж Саргсян добавил, что создание КСОР направлено на укрепление военной составляющей организации.

В рамках ОДКБ до этого уже существовали силы быстрого развертывания, но большой конфликтный потенциал в зоне организации, признался президент России Дмитрий Медведев, вынудил перейти на новый уровень сотрудничества. "Они, конечно, быстро разворачивались, но их никто нигде не разворачивал, - заметил он. - Ценность этих сил пока только на бумаге".

Сейчас же, заявил Медведев, ОДКБ намерена создавать хорошо подготовленные, экипированные самой современной военной техникой формирования, которые по своему потенциалу будут не хуже формирований Североатлантического альянса.

С новыми силами ОДКБ готова вносить свой вклад в борьбу с терроризмом в Центральной Азии, в том числе сотрудничая с США. Вопрос возник не на пустом месте. Накануне Киргизия заявила о закрытии американской базы в Манасе. На Западе возникли опасения, что это усилит позиции террористов в регионе.

- Вопрос ведь не в количестве баз, которые натыканы по всему периметру, - оспорил эту точку зрения Дмитрий Медведев. - Борьба с терроризмом не сводится к нагнетанию военной группировки.

Куда более достойным отпором терроризму может стать только комплексная борьба с этим злом, причем с привлечением всех стран региона. Во-первых, эта работа должна вестись регулярно. Во-вторых, необходимо развивать политическую систему, чтобы устранить условия, дающие терроризму шансы на возрождение. Но при этом следует помнить о культурно-исторических истоках того или иного государства. "Демократия не может быть навязана, - заявил Медведев. - Она должна вызреть".

По сложившейся традиции, сразу после встречи ОДКБ ровно в том же зале за тем же столом прошел и внеочередной саммит Евразийского экономического сообщества. Говорили, как это обычно происходит в последнее время, когда речь заходит об экономике, о мировом экономическом кризисе.

Перед ЕврАзЭС вчера стояла задача выработать совместный план антикризисных мер. Как признался после саммита президент председательствующей в организации Белоруссии Александр Лукашенко, договорились создать Антикризисный фонд и Международный центр высоких технологий ЕврАзЭС.

Контрольный пакет фонда, куда вложат 10 миллиардов долларов, будет у России, поскольку ее взнос будет и самым существенным - 7,5 миллиарда долларов. Еще 1 миллиард добавит Казахстан. Остальные страны со своими взносами еще не определились и будут решать вопрос в течение месяца. "Это главное звено, если хотите, сегодня в кризисной ситуации, - заметил белорусский лидер. - Потому что в наших государствах больше всего не хватает сегодня денег".

Российский лидер, как президент страны с контрольным пакетом фонда, сразу же объяснил правила игры. "Это не денежный мешок, а антикризисный фонд для взаимопомощи с близкими с нами государствами, - заявил он. - Фонд создан не для коммерческих нужд, а на выполнение весьма важных государственных функций. Деньги могут выдаваться как в качестве суверенного кредита - фактически это госгарантии, или как стабилизационный кредит". Вместе с тем фонд должен работать на приемлемых условиях, то есть условия кредитования должны устраивать страны.

Как известно, в начале апреля должно состояться очередное обсуждение ситуации в мире в связи с кризисом, только на сей раз с более широким представительством стран - в рамках "Группы 20". На пресс-конференции в Кремле вчера прозвучал вопрос об ожиданиях от очередной встречи "двадцатки" и какая позиция будет там изложена.

- Кому вопрос? - Дмитрий Медведев посмотрел в сторону сидевших рядом Лукашенко и Саргсяна.

- Вы же поедете, - засмеялся президент Белоруссии.

- Там коллеги иногда возят с собой людей, которые де-факто на ней присутствуют, но на деле не участвуют, - вполне серьезно заметил российский лидер. - Можем вместе поехать. Всем табором.

Табором, конечно, никто в Лондон не собирается, но Дмитрий Медведев пообещал, что Россия согласует с партнерами точку зрения, которую представит на саммите. Хотя президент при этом тонко заметил, что для начала нужен какой-то смысл этой поездки.

Москва еще после первой встречи "двадцатки" в Вашингтоне настаивала на том, что к очередному раунду должны быть подготовлены конкретные документы для подписания. "Пока не сформирована такого рода позиция у наших партнеров, - заметил Медведев. - При этом мы делаем свои предложения, но пока обсуждение ведется крайне вяло. Меня это настораживает. Надо быстрее работать".

- Надо подписывать документы и создавать фундамент для новой экономической архитектуры, - заявил российский лидер. - А просто так прокатиться, чтобы посмотреть друг другу в глаза и пожаловаться, как трудно жить в условиях кризиса, смысла нет.

безопасность

Вчера был согласован и подписан проект решения о создании сил оперативного реагирования странами Организации Договора о коллективной безопасности.

Считалось, что государства-участники ОДКБ обладают некой объединенной вооруженной силой. Собственно, ради этого и создавалась организация семи государств в первую очередь для того, чтобы совместно бороться с возросшей террористической угрозой. С такой опасностью столкнулась каждая страна, причем нередко крупные вооруженные банды террористов, экстремистов, наркодельцов, сепаратистов и просто уголовников приходили из-за рубежа.

И в случае такой, по сути, агрессии против любой из семи стран участники коалиции должны выделять необходимые контингенты.

Вот тут-то для людей в погонах и начиналась абстракция: численность, вооружение, конкретные подразделения должны были определяться по обстоятельствам в зависимости от обстановки. Кто-то грустно пошутил, что, пока политики будут об этом договариваться, "заварушка" может и закончиться.

Поэтому для военных такой документ имеет принципиально практическое значение. По сути это механизм, конкретный план действий в форс-мажорных обстоятельствах.

Теперь лидеры ОДКБ свои обязательства в помощи друг другу детально конкретизировали, кто чего и сколько выставляет. Россия делает наибольший вклад в "общий котел" - два своих лучших мобильных соединения. Это 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, дислоцированная в Иванове (примерно 5 тысяч штыков), и 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада из Ульяновска - около 3,5 тысячи солдат и офицеров.

Второй по численности контингент выставляет Казахстан - десантно-штурмовую бригаду. Остальные государства выделяют по батальону. Что важно, все части - постоянной боевой готовности. В принципе каждая из них уже входит в национальные силы быстрого реагирования.

Кроме того, в состав Коллективных сил войдут подразделения МЧС и отряды спецназа МВД. Кстати, серьезное участие этих ведомств еще раз подчеркивает оборонительный и правоохранительный характер создаваемых сил. Что важно, сюда не включены крупные бронетанковые, ракетные части, тяжелая бомбардировочная авиация, то есть войска, предназначенные для большой войны. В целом общая численность Коллективных сил вряд ли превысит 20 тысяч человек.

Размещаться они будут в местах постоянной дислокации, то есть останутся у себя дома. Собирать все войска на какой-нибудь одной общей базе посчитали удовольствием дорогим и бессмысленным. Главное, что генералы теперь точно знают, какими силами и средствами располагают. И могут с большой долей вероятности планировать отражение возможных угроз.

Как эти силы будут использоваться? В мирное время они подчиняются национальному командованию.

Если же наступает момент, когда придется выполнять свои союзнические обязательства, выделенные войска поступают в оперативное подчинение руководства ОДКБ.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Военно-политический союз, которым, безусловно, является ОДКБ, по словам председателя Комитета ГД по международным делам Константина Косачева, "не может существовать только на бумаге, не имея мускулов, мышц, не имея собственных вооруженных сил".

"Решение о силах быстрого оперативного реагирования является не просто назревшим, а давно перезревшим", - заявил он, заметив, что хорошо, что это решение принимается консенсусом. И теперь нужно определить, где эти оперативные силы будут базироваться.

"Насколько я понимаю, на начальном этапе речь идет о российской территории, - заметил глава комитета, - но если к этому процессу подключатся другие государства, то это можно только приветствовать. Это будет осознание коллективной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регионе".

Между тем

Подписание соглашения о Единой региональной системе противовоздушной обороны- серьезный шаг, который сделали два президента - Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. Они действовали в интересах не только своих стран, но и в интересах Союзного государства в целом.

До сих пор небо над нашими странами де-факто охраняли совместно. Теперь боевое дежурство обретет и юридический статус. Вместе с ним статус единых сил противовоздушной обороны получат 5 авиационных, 10 зенитно-ракетных, 5 радиотехнических частей и одно подразделение радиоэлектронной борьбы. Как утверждает главком ВВС России Александр Зелин, усиление ПВО будет обоюдным. Но самое главное - на огромном пространстве от Балтии до Украины повысится радиолокационный контроль за наиболее опасными с точки зрения государственной безопасности сверхмалыми и малыми высотами.

Как распределятся роли в Единой системе, военные помалкивают. Однако можно предположить, что большую часть сил и средств ПВО предоставит Россия. У нас армия значительно крупнее да и техника поновей. Но и Белоруссия, которой уготована функция первого эшелона охраны союзного неба, - крепкий орешек. Не стоит забывать, что с нашей помощью несколько бригад белорусских ПВО перевооружили системами С-300ПС. Эта система имеет шесть каналов сопровождения целей, то есть способна одновременно следить за шестью нарушителями воздушного пространства. Стандартный боеприпас достает самолеты и крылатые ракеты на высоте от 20 метров до 20 километров и на удалении до 40 километров. Если на комплекс установить модернизированную ракету, дальность стрельбы повысится. Между тем в Минске уже ходят разговоры о приобретении в России более совершенных "четырехсоток". Кроме того, белорусская армия приняла на вооружение комплексы автоматизации управления нового поколения "Бор", "Поляна", "Спрут". Она в том числе повысит эффективность командования войсками ПВО.

Почему для военных был столь важен именно межгосударственный статус этого соглашения? Дело в том, что новый документ санкционирует пересечение военными летчиками российско-белорусской границы без специальных согласований и политических решений. Вторгся нарушитель в воздушное пространство Союзного государства, случилось в небе иное форс-мажорное событие - и для экстренного перелета будет достаточно приказа командующего Региональной группировкой войск. Другая ведомственная бумага, скажем, совместный приказ министров обороны Белоруссии и России, наделить пилотов чрезвычайными полномочиями не может.

- Каких-то специальных частей для охраны воздушного пространства Союзного государства никто формировать не собирается, - объяснили корреспонденту "РГ" в Главном штабе ВВС РФ. - Речь идет о совместном боевом дежурстве, согласовании наших действий в различной обстановке, обмене информацией, совместных учениях и тренировках органов управления, экипажей и расчетов. Это нормальная практика, которая использовалась в прежние годы, в том числе по линии СНГ. Другое дело, что российско-белорусское соглашение расширит возможности такого взаимодействия и упростит процедуру принятия командирами решений.

Появление Единой системы ПВО вовсе не означает, что, к примеру, Москву и Минск опояшут дополнительные аэродромы с белорусскими перехватчиками, а вдоль западных границ Союзного государства рассадят российских зенитчиков со "Стрелами" и "Иглами" на плечах. Перебрасывать подразделения из одной страны в другую или формировать из национальных воинских частей смешанные боевые единицы исключительно для защиты Союзного государства никто не собирается. Штабы, расчеты и экипажи, которые от белорусских и российских вооруженных сил войдут в Единую систему ПВО, будут дислоцироваться на прежних местах, специалисты останутся в своих армиях и бригадах. Расширится лишь круг их задач, в том числе на совместных учениях, да несколько изменится география их интересов. Так, между прочим, произошло с сухопутными частями двух стран в 1999 году, когда Россия и Белоруссия образовали Региональную группировку войск.

Предполагается, что территориально штаб Единой системы ПВО Союзного государства разместят в России, на Центральном командном пункте ВВС. А вспомогательный - в Белоруссии.