Книгу исторических очерков "Бескозырки на Днепре и Шпрее", вышедшую недавно в Минске, написали бывшие военные моряки, капитаны 1 ранга в отставке Тимофей Козлов и Василий Кириченко. Есть в биографии авторов и еще одна "общая" страница - им обоим многие годы довелось служить в 1-м учебном отряде ВМФ, сформированном в 1951 году в Пинске на базе Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии. Судьба свела их с моряками-днепровцами, которые освобождали от врага города Белорусского Полесья, участвовали в стратегической наступательной операции "Багратион" летом 1944 года и в Берлинской операции. Еще тогда, слушая воспоминания ветеранов, они задумались над идеей будущей книги. Выйдя после службы в отставку, два офицера оказались далеко друг от друга: Тимофей Петрович Козлов ныне пенсионер, живет в Москве, а Василий Петрович Кириченко - в Минске, он кандидат философских наук, работает доцентом кафедры философии и истории Белорусского государственного университета физической культуры. Но расстояние не стало помехой для продолжения исследований и совместного творчества. Записанные когда-то рассказы фронтовиков-краснофлотцев о героическом пути флотилии и подвигах боевых товарищей, годы кропотливой работы с архивными документами, переписка с родственниками героев-днепровцев легли в основу книги, повествующей о славной истории Днепровской военной флотилии. В эту историю золотом вписаны имена моряков, удостоенных за беспримерное мужество и отвагу в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, многие - посмертно... Авторы книги собрали уникальные сведения о судьбах и подвигах 21 героя-днепровца, посвятив каждому из них очерк.
Герой очерка "О чем шепчут липы", который мы публикуем с небольшими сокращениями, - 19-летний краснофлотец, комендор бронекатера N 92 Алексей Тимофеевич Куликов родом из села Горная Пролейка Сталинградской области. За подвиг, совершенный при форсировании Днепра, в октябре 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Отличился в боях за Бобруйск. Пал смертью храбрых, освобождая Пинск.
В старинном парке Пинска всегда людно. Раскинувшись над тихой речкой, зеленый уголок Полесья приютил братскую могилу моряков Днепровской военной флотилии, погибших в боях за город. Шепчутся над могилой многовековые липы, склоняя свои ветви к пламени огня Вечной славы. Подолгу в молчаливом раздумье задерживаются на этом месте посетители. Их внимание привлекает скромный памятник с надписью "Герой Советского Союза гвардии краснофлотец Алексей Тимофеевич Куликов, 20.09.1924 г. - 12.07.1944 г.".
...Огненным смерчем война подкатила к Дону. 23 августа 1942 года из дома сталинградца Тимофея Куликова на фронт ушли сразу трое: сам глава семьи, дочь Мария и сын Алексей. Фронтовая судьба развела их по разным дорогам. Алексей стал разведчиком стрелкового полка. Бесстрашный боец нередко ходил в тыл врага, добывал языков.
К осени 1943 года полк вышел к Днепру в районе Ржищева. В числе тех, кто первым преодолел "восточный вал" (так фашисты называли Днепр), был и рядовой Алексей Куликов. В день, когда ему исполнилось девятнадцать лет, он получил приказ: в группе первого броска на подручных средствах переправиться на правый берег, занять плацдарм и держаться до подхода основных сил. Это было 20 сентября, а уже в ночь с 21 на 22 сентября Алексей шел гребцом головной лодки через Днепр, показывая завидную сноровку.
Враг не спал. Когда вышли, преодолевая течение могучей реки, на ее стремнину, взвилась ракета, вспыхнула вторая, третья. Немцы открыли сильный автоматно-пулеметный огонь. Загрохотала фашистская артиллерия, но лодка, ловко маневрируя, сумела уйти из-под вражеского огня и подойти к намеченному месту высадки. Разведчики сошли на берег, но немцы преградили им путь автоматным огнем, стали забрасывать гранатами. "За мной!" - услышал Алексей голос командира и рванул вперед, повинуясь этому кличу. Завязался бой во вражеских траншеях. Никто из бойцов не знал расположения сил противника, но каждый сознавал, что любой ценой неприятель должен быть отсюда выбит. Уничтожали фашистов яростно и беспощадно. В этом ночном бою Куликов уничтожил 13 немецких солдат и одного офицера. Гитлеровцы не выдержали натиска и отступили. Заняв вражеские траншеи, разведчики удерживали их до утра. С рассветом немцы пошли в атаку. Трижды они пытались сломить наших бойцов. Одна атака была ожесточеннее другой, но каждый раз враг все больше откатывался назад, неся потери. Отражая натиск противника, Алексей Куликов уничтожил еще 9 фашистов и расчет ручного пулемета.
Тот маленький клочок отвоеванной земли стал нашим плацдармом. Позже с этих позиций советские войска двинулись дальше на запад. За проявленные в этом бою героизм, мужество и отвагу Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза. В том сражении Алексей был ранен. Когда в госпитале ему вручали орден Ленина и "Золотую Звезду", командующий армией спросил: "Может, есть какие-нибудь пожелания?". И тут Алексей поделился с генералом своей давней мечтой: "На флот попасть...".
Вскоре герой Днепра солдат Алексей Куликов стал матросом. Он был назначен замковым в расчет комендоров гвардейского бронекатера N 92 Днепровской военной флотилии. Плечистый, высокого роста, с неизменной задорной улыбкой, "новичок" быстро сдружился с коллективом. В течение недели под руководством командира башни, парторга бронекатера Набиуллы Насырова, он овладел техникой и отработал боевые нормативы.
Боевым крещением гвардии краснофлотца Куликова была жаркая схватка за переправу на Березине у белорусского местечка Паричи. Нашим кораблям поставили задачу: сделать здесь "проходные ворота" для переброски сухопутных войск. Немцы засели в зарослях на берегу и оттуда поливали бронекатера свинцовым дождем и били крупнокалиберными снарядами. Путь судам преградила вражеская пушка, которая маневрировала на конной тяге у самого уреза воды. Катерам все не удавалось ее накрыть. Подавить пушку приказали лучшему орудийному расчету в дивизионе - расчету бронекатера N 92. Комендоры Насыров и Куликов мастерски развернули орудие, быстро взяли пушку в "вилку" и обрушили на нее огонь. После нескольких залпов только и было видно, как в разные стороны разметало лошадей, вверх взлетел зарядный ящик. Сопротивление фашистов было подавлено, переправа взята.
Храбро сражался Алексей Куликов и за Бобруйск - был отмечен орденом Отечественной войны II степени.
"За короткий срок с 23 по 27 июня 1944 года, - говорится в сохранившемся наградном листе, - орудие, на котором работает А. Куликов, только с закрытых позиций уничтожило 2 минометные батареи, 3 орудия. Рассеяно и уничтожено до 2 взводов пехоты противника".
"Снаряды гвардейцев ложились точно в цель, сея смерть и панику среди убегающих гитлеровцев. Так воюет славный днепровец Герой Советского Союза гвардии краснофлотец Алексей Куликов", - рассказывала о нем фронтовая листовка политотдела флотилии.
В ночь с 11 на 12 июля 1944 года бронекатера 2-го гвардейского дивизиона флотилии высаживали десант в город Пинск.
- Наш катер шел головным, - вспоминал бывший командир бронекатера N 92 И.А. Чернозубов. - Немцы посчитали, что мы идем взрывать мост через речку Пину, по которому им шло подкрепление, и поэтому сосредоточили огонь по нашему кораблю. А когда мы повернули к набережной порта (там было место для высадки десанта), фашисты выставили огневой заслон. Но, несмотря ни на что, катер шел вперед. Мои комендоры и пулеметчики вели прицельный огонь. На какое-то время заставили замолчать вражеский берег. Я подал команду: "Десанту подготовиться к высадке!". В этот момент в рубку с левого борта ударил вражеский снаряд.
Стреляли из-за кустов фашистский танк и самоходные орудия, оттуда же били вражеские пулеметы. Они расстреливали катер в упор. Командира и двух моряков выбросило за борт взрывной волной. Однако в критический момент гвардейцы не растерялись. Чтобы поддержать высадку бойцов, командир орудия Насыров и гвардии краснофлотец Куликов повели неравную дуэль с берегом. Вот вышла из строя самоходка. Но и наш бронекатер содрогнулся от разрыва еще одного вражеского снаряда, детонировал ящик с толом. Охваченный пламенем, с креном на борт бронекатер стал дрейфовать к берегу. Обожженные, истекающие кровью комендоры продолжали вести огонь по врагу. Загорелся фашистский танк, захлебнулась вторая самоходка. Но все же она успела послать роковой снаряд, который угодил в артиллерийскую башню бронекатера и сразил героический орудийный расчет...
Комсомолец Алексей Куликов не дожил даже до двадцати лет. Благодарные пинчане похоронили героя в братской могиле в парке на берегу реки. Ветераны говорят, что это место выбрано не случайно: ведь отсюда слышны гудки проходящих пароходов...