Канцлер Германии и президент Франции недовольны работой НАТО

Если это и не любовь с первого взгляда, то уж точно любовь по расчету. Расчету, разумеется, политическому.

Совместное письмо канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози, которое одновременно появилось на страницах французской "Монд" и немецкой "Зюддойче цайтунг", было призвано совершить переворот в европейской политике. И расставить те точки над "i", которые до сих пор считались частным мнением отдельных европейских политиков и вязли в бюрократических институтах Евросоюза.

Появление письма не случайно: в пятницу открывается Международная конференция по безопасности в Мюнхене, на которую съедутся свыше 300 участников из 50 стран. На центральный дискуссионный день мероприятия заявлена тема "НАТО, Россия, газ и Ближний Восток: будущее европейской безопасности". Свое видение перспектив объединенной Европы и стремились донести до мирового сообщества Меркель и Саркози. Не исключено, что появление письма также отчасти вызвано не слишком удачным, по мнению многих экспертов, председательством Чехии в Евросоюзе. Недостаточно гибкая позиция Праги в ходе газового конфликта между Россией и Украиной и ее очевидная неспособность к самостоятельным внешнеполитическим инициативам заставили президента Франции и канцлера Германии предложить свой путь укрепления европейской безопасности.

Лидеры Старой Европы выступают за восстановление доверительных отношений с Россией, которые были нарушены событиями на Кавказе. По их мнению, признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии не означает, что "мы отброшены в новую холодную войну". В опубликованной статье говорится, что "Россия как сосед и партнер неизменно продолжает иметь большое значение". "Мы готовы заново восстановить и продолжать развивать дальше доверительные отношения с Москвой", - подчеркивают Меркель и Саркози. И это не просто декларация, обращенная к европейцам. Канцлер Германии и президент Франции абсолютно недвусмысленно дали понять Тбилиси, что отношение к грузинской политике изменилось. И Европа ни сейчас, ни в дальнейшем не станет ради амбиций президента Михаила Саака швили, продолжающего грезить о возвращении Абхазии и Южной Осетии в состав республики, сохранять напряженные отношения с Россией.

Еще один четкий сигнал, адресованный Евросоюзу и НАТО, - готовность Парижа и Берлина инициировать предметное рассмотрение инициатив российского президента Дмитрия Медведева о новой архитектуре европейской безопасности, "принимая во внимание точки зрения всех участвующих в дискуссии".

Значительная часть совместного письма Меркель и Саркози была посвящена диалогу с Америкой и той роли, которую Вашингтон может играть в европейских делах. Однако даже в общих заклинаниях о том, что "Европе необходимы Соединенные Штаты, а США нужен сильный европейский партнер", прозвучало ключевое слово, которое демонстрирует новый взгляд на североатлантическое партнерство. Сильная Европа для канцлера и президента не просто красное словцо. В той же статье Меркель и Саркози в мягкой форме, но весьма твердо выразили сожаление, что "стратегическое партнерство между НАТО и Евросоюзом не соответствует ожиданиям из-за разногласий, существующих между различными нациями". Иными словами, Вашингтону дали понять: если он и дальше "односторонними шагами" намерен вносить раскол в единую Европу, оказывая влияние на ее решения через группу особо приближенных государств, в основном из Восточной Европы, о равном партнерстве можно забыть. И Североатлантическому альянсу не следует мешать Евросоюзу проводить собственную внешнюю политику и решать по своему разумению проблемы общеевропейской безопасности. "Европа должна говорить по этим вопросам одним голосом", - призывают Меркель и Саркози.

Совместное письмо можно отчасти рассматривать как пожелание, адресованное американскому лидеру Бараку Обаме, что тому следует сделать для восстановления конструктивных отношений с Европой. Канцлер Германии и президент Франции поддерживают возможное соглашение между США и Россией по поводу снижения их стратегических ядерных потенциалов и приветствуют усилия "по спасению системы по ограничению обычных вооруженных сил в Европе". В качестве "пряника" для Вашингтона Меркель и Саркози еще раз подтвердили: "Они готовы остановить иранскую ядерную угрозу расширением диалога, однако если потребуется, новыми, очень решительными санкциями". В этом вопросе Обама может на Европу рассчитывать. Но для этого, разумеется, ему придется прислушаться к предложениям и оценкам, прозвучавшим в открытом письме Меркель и Саркози.