За последний месяц количество безработных в Ставрополе увеличилось на 20 процентов.
Очередь на бирже
Инженер-строитель Игорь Тедеев на днях потерял работу. Как и других сотрудников одного из ставропольских предприятий, его уволили по сокращению штатов, объяснив, что нечем платить зарплату.
- На бирже я оказался впервые, - говорит 48-летний мужчина. - Некуда больше идти - везде сокращения, увольнения. Надеюсь, здесь мне все-таки предложат работу по специальности, я люблю свою профессию, да и не хочется терять квалификацию. Ну а если ничего подходящего не найду, согласен на любые варианты, лишь бы платили. У меня ведь семья - жена и две дочки-студентки.
Число вставших на учет безработных в январе в три раза превысило прошлогодний показатель и растет на фоне сокращающихся вакансий.
- В нынешнем январе предлагаемых мест на 44 процента меньше, чем в прошлом, - сообщила "РГ" замдиректора центра занятости Ставрополя Татьяна Арутюнова. - Сегодня среди безработных 45 процентов специалистов и служащих, почти 40 - рабочие разных профессий.
Здесь они могут получить около 60 новых специальностей и профессий. На обучение уже направлено 170 человек, 72 трудятся на временных и общественных работах.
- Их заработок - не менее 5000 рублей, поступающих из федеральной казны, остальное будут доплачивать центр и работодатель. Некоторым гражданам сохраняется и пособие по безработице, - уточнила Арутюнова. - К слову, много желающих поехать в другие регионы на разработку нефтегазовых месторождений или строительство олимпийских объектов в Сочи. К сожалению, от работодателей таких заявок не поступает.
Центр занятости Ставрополя также будет оказывать поддержку собирающимся открыть собственное дело в размере годового пособия по безработице (от 10 200 до 58 800 рублей). Сюда уже обратились 14 человек, желающих стать предпринимателями.
В феврале в регион должны поступить 370 миллионов федеральных рублей на организацию массовых общественных работ.
- В них предполагается задействовать 20 тысяч жителей края, - рассказала начальник отдела трудоустройства, профориентации и профессионального обучения Управления государственной службы занятости населения СК Лариса Капицына. - Жителям сельских районов предложат участвовать в подготовке к севу, благоустройстве территорий, ремонте техники, животноводческих и складских помещений, в выпасе скота. Городские предприятия, чтобы сохранить кадры, организуют участие своих сотрудников в ремонте оборудования и помещений, уборке и озеленении территорий, вырубке деревьев и кустарников под линями электропередач, расчистке трасс, слесарных и других работах.
Кстати, возможность отправки ставропольских рабочих и специалистов на олимпийские стройки в Сочи в ближайшее время будет рассмотрена профильными ведомствами края.
Где метла не популярна
В январе в центры занятости Северной Осетии обратилось более полутора тысяч человек, почти половина получила статус безработного.
На Северном Кавказе готовятся к организации общественных работ. В течение двух месяцев в Северной Осетии планируется трудоустроить более 6700 человек, в соседней Кабардино-Балкарии - около 5000.
Безработным предложат трудиться на благоустройстве территорий в городах и районах, сельхозработах, реконструкции жилого фонда и объектов соцкультбыта, в жилищно-коммунальном хозяйстве, санаторно-курортных зонах.
Особенно ждут рабочие руки в сфере ЖКХ. Скажем, коммунальные службы Нальчика испытывают острую потребность в уборщиках мусора, однако пока даже при зарплате выше средней заполнить вакансии не удается - безработные предпочитают получать пособие.
- Поскольку в республике нет крупных промышленных предприятий, массовых увольнений не наблюдается, ситуация на рынке труда относительно стабильная, - заверил корреспондента "РГ" председатель госкомитета Кабардино-Балкарии по занятости населения Мухамед Кодзоков. - Но надо помнить, что общественные работы - не панацея, а лишь временная мера поддержки. Вряд ли квалифицированный инженер захочет до пенсии подметать улицы, получая при этом около шести тысяч рублей.
Петр Акинин, декан экономического факультета Ставропольского госуниверситета, доктор экономических наук, профессор:
- Очевиден факт, что задействовать в общественных работах 20 тысяч человек не значит помочь сфере индустриальной экономики. Никак при этом не решается и проблема "белых воротничков" (сегодня их презрительно называют "офисный планктон"). Рынок жилья на Ставрополье стоит, вполсилы работают риэлторы, оценщики, кредитные брокеры, страховщики. По моим подсчетам, порядка 30 процентов таких сотрудников, а также банковских служащих уволены. Эти специалисты не пойдут на биржу труда за пособием в размере 5000 рублей, не станут принимать участие в озеленении и уборке улиц, переучиваться на каменщика или оператора ЭВМ. Что делать им? Никто не дает ответов на эти вопросы. Начинают возвращаться домой и уехавшие на заработки в столицу. Они тоже не пойдут на биржу после московских зарплат.
Нужны глобальные инфраструктурные преобразования, переориентация производства на востребованную продукцию. Провинции необходим импульс - возрождение и строительство предприятий. Люди должны увидеть новые горизонты. Нужно создавать современные электронные производства, внедрять инновационный бизнес, а не жить только продажей зерна. Дело не только в том, чтобы снять создавшееся напряжение на трудовом рынке, необходимо думать о перспективах, уметь пренебречь сиюминутной выгодой ради дальнейших благ.
В ставропольских продуктовых магазинах - сплошь импорт и товары соседей, а ведь в нашем аграрном крае тоже все это есть. Нет только мощных пищекомбинатов, современных перерабатывающих заводов, где можно задействовать население. Невинномысск, Ставрополь и Пятигорск - три города-донора, которые кормят весь край. И если в них будут внедряться "прорывные" технологии, конечно же, они локомотивом потянут за собой остальные территории.
Что касается безработных, которых день ото дня становится больше, я бы посоветовал им, конечно, надеяться на власти, но и самим не плошать. Надо открывать свой бизнес - шить, строгать, пилить, стричь, печь пирожки, рисовать, выращивать картошку, собирать грибы, ягоды - словом, напрягаться, что-то делать, а не сидеть на диване.