05.02.2009 02:12
    Поделиться

    Пермская епархия настаивает на возвращении храмов Соликамска церкви

    Епархия настаивает на возвращении храмов Соликамска церкви

    Судьба центрального архитектурного ансамбля в Соликамске вновь стала неопределенной после резких заявлений епископа Пермского и Соликамского Иринарха.

    Глава Пермской епархии выступил с критикой местных властей, которые, по его мнению, ничего не делают для возвращения комплекса старинных соборов православной церкви.

    - Глава города Сергей Девятков и не думает передавать соборы церкви. Соликамский мэр считает, что законы можно трактовать как угодно и топтать их ногами, в том числе распоряжение первого президента России Бориса Ельцина о передаче РПЦ церквей, если есть возможность их освободить, - полагает Иринарх.

    В Соликамске заявление Иринарха встретили с огромным удивлением: до этого никаких попыток со стороны священнослужителей начать диалог о судьбе храмов и найти компромисс не было.

    Центральный архитектурный ансамбль Соликамска называют одной из жемчужин западного Урала. Памятники архитектуры федерального значения - Дом воеводы, церковь Богоявления, Соборная колокольня, Троицкий и Крестовоздвиженский соборы, возведенные в XVII-XVIII веках, - пережили смутное революционное время и, можно сказать, чудом сохранились до наших дней. Впрочем, чудо ли это? Ведь хранителями уникальных объектов до сегодняшнего дня остаются сотрудники краеведческого музея. Именно они все последние десятилетия уберегают церкви от обветшания, а при необходимости реставрируют старинные архитектурные элементы.- Мне непонятно, почему священнослужители в таком резком тоне говорят о нашей работе, - удивляется директор Соликамского краеведческого музея Ольга Лыткина. - Ведь церковь нас обычно призывает к терпимости. Можно было бы говорить о совместном использовании храмов, например, для богослужений в большие церковные праздники.

    Новые разговоры о передаче Богоявленской церкви, как ни странно, возобновились после того, как на средства федерального бюджета и усилиями музейных работников она была реставрирована. Внутри церкви расположен музей древнерусского искусства, в том числе и уникальный иконостас XVII века, который также передан на сохранение музею министерством культуры РФ.

    В 2008 году на средства муниципалитета укреплен фундамент Воскресенской церкви и полностью заменена кровля. Появилась архитектурная подсветка у Соборной колокольни - теперь в темное время суток ее видно даже из северной части города. Есть проблемы с Троицким собором: надо ремонтировать деревянный навес и колонны западного крыльца, но средства федерального бюджета на эти цели пока не выделены.

    Понятно, что поставленный ребром вопрос о принадлежности церковной собственности автоматически заставляет задуматься о том, на какие деньги будет содержаться и реставрироваться архитектурный комплекс, если позиция епархии все-таки восторжествует. Скажем, чтобы сделать полную реставрацию Соборной колокольни с заменой шпиля, требуется около 11 миллионов рублей. А проект реставрации стоит 790 тысяч. Уже готов проект ремонта пяти главок Троицкого собора. Кроме того, у всех церквей надо укреплять фундаменты, потому что подземные воды вблизи с рекой размывают их. В общем, работы - непочатый край.

    - Если у епархии есть желание к действующим храмам города добавить собор из центрального архитектурного ансамбля, логичнее было бы продолжить восстановительные работы Крестовоздвиженского собора, - полагает директор музея Ольга Лыткина. - В 2006 году на федеральные средства была проведена реставрация главы собора. Сейчас необходимо продолжать работы. Консервация памятника не пойдет ему на пользу. Тем более логична передача Крестовоздвиженского собора епархии, так как он исторически являлся кафедральным собором в Соликамске.

    Пока храмы Соликамска занимает краеведческий музей, его залы ежегодно посещают около 80 тысяч человек. Это и местные школьники, и туристы из соседних уральских городов, решившие познакомиться с достопримечательностями "Золотого кольца Прикамья". В то же самое время население самого Соликамска - около 100 тысяч человек, и неизвестно, насколько посещаемыми будут соборы в случае их передачи церкви. Тем более что в городе уже есть четыре действующие церкви.

    Мнения

    Николай Гоголин,  руководитель пресс-службы Пермского епархиального управления:

    - Богоявленская церковь - это храм Божий с престолом, а не музей. Нынешние его обитатели - не хозяева, а временщики. И мы будем молиться о вразумлении несогласных с нашей позицией.

    Татьяна Лехтина, начальник управления культуры администрации Соликамска:

    - Я считаю, что обязательно должен быть услышан голос общественности. Ведь архитектурные объекты, в чьей бы формально собственности не находились, они прежде всего для людей. Также, если идет речь о возвращении храмов церкви, встает вопрос о содержании и ремонте зданий и переводе фондов музея в помещения, которые удовлетворяют требованиям сохранности фондов.

    Иконы из иконостаса Богоявленской церкви сейчас находятся в федеральной собственности, на государственном музейном отчете. За его сохранность отвечают муниципалитет и Соликамский краеведческий музей. И епархия, если настаивает на возвращении здания, в первую очередь должна ставить вопрос перед министерством культуры РФ о переоформлении этого договора. Для сохранности уникальных образцов древнерусского искусства необходимы определенные требования по температурно-влажностному режиму, что, по понятным причинам, в действующей церкви невозможно выполнить. У работников музея не поднимется рука демонтировать иконостас, который им удалось сохранить даже в сложные для России исторические периоды.

    Действительно, федеральный закон об объектах культурного наследия рекомендует при решении спорных вопросов о принадлежности религиозных объектов принимать решения в пользу религиозных организаций. Мы на стороне закона, но ситуация должна быть оценена объективно. Надо учитывать и заполняемость местных храмов, и необходимость сохранить ценности, которые являются брендовыми для города.

    Поделиться