05.02.2009 02:23
    Поделиться

    Пермский театр "У Моста" поставит вторую трилогию Мартина Мак-Донаха

    "Сумасшествие по Мак-Донаху продолжается!" - заявил режиссер театра Сергей Федотов в преддверии последней премьеры.

    Вполне может быть, что, поставив "Калеку с острова Инишман", Сергей Федотов замахнется и на две остальных пьесы из так называемой Аранской трилогии Мартина Мак-Донаха. Тогда ирландский драматург окончательно победит Шекспира, Гоголя и Булгакова в отдельно взятом театре: "У Моста" в феврале играют по три пьесы названных классиков. Но "Калека" - уже четвертый спектакль по Мак-Донаху! Поэтому режиссер театра вполне справедливо упомянул про "сумасшествие". Впрочем, маленьким провинциальным театрам действительно выгодно предпочесть Мак-Донаха другим современным драматургам: ирландец великодушно отказался от авторских гонораров за постановку своих пьес в России.

    Постановщик "Калеки с Инишмана" предупредил, что его очередной спектакль по Мартину Мак-Донаху не будет стилистической калькой с ирландской трилогии, успешно идущей на сцене театра. Действие в новом спектакле перенесено в 30-е годы XX столетия, когда газеты писали про человека со смешными усиками, пришедшего к власти в Германии. Правда, для самой Ирландии эти события мало что значат: это все та же, привычная пермскому зрителю маленькая страна с маленькими людьми, озабоченными враждой соседского гусака с кошкой.

    Мир чудаковатых обитателей острова Инишман нарушается, когда на соседний остров приезжает американский режиссер Роберт Флаэрти снимать кино про местных рыбаков - кстати, исторический факт. Естественно, что главные молодые герои спектакля - калека Билли, девушка Хелен по кличке "Чума" и ее брат - мечтают о счастливой жизни, которая идет где-то, минуя их Богом забытый остров.

    В этой чистой человеческой мечте, самой сокровенной для подростка-инвалида Билли, кроются все отличия и сходства от других мак-донаховских спектаклей, поставленных в театре "У Моста". В этой мечте нет агрессии. В мире калеки Билли нет жестокости, характерной для других героев ирландского драматурга. Поэтому даже ритм спектакля про убогого подростка меняется: режиссер представляет вниманию зрителей длинные, статичные, почти документально достоверные сцены. Вот тетки калеки Билли долго-долго ждут его от врача, вот в их лавочке появился колоритный разносчик новостей по кличке "Пустозвон" со своими последними новостями о враждующих кошке и гусаке... Ничего другого не остается, как только погрузиться в этот обывательский мирок и наслаждаться фактурой: все-таки актеры этого театра умеют играть Мак-Донаха. По словам Сергея Федотова, секрет успеха ирландских постановок кроется в их мрачноватой мистичности, в сочетании гротеска, трагедии и инфернальности.

    Однако "Калека с Инишмана", пожалуй, и отличается от остальных спектаклей по Мак-Донаху градусом этой самой инфернальности. Шутка ли, но в этой комедии никто никого не убивает, единственные жертвы в спектакле - все те же несчастные кошка с гусем. Конечно, жестокость, присущая почерку Мак-Донаха, и здесь найдет место: в прошлом и будущем калеки Билли. Но вместо привычных страстей здесь разыгрывается пронзительная, трагичная и немного сентиментальная история. "Все-таки Ирландия не такая уж дыра, раз сюда приезжают кино снимать!" - решают герои спектакля. Правда, зрителю настойчиво дали понять, что они ошибаются...

    Поделиться