В Дзержинском суде Новосибирска ищут виновных в коммунальном ЧП - 33-летняя Ольга Михайлова упала в открытый коллекторный колодец на семиметровую глубину. В ее иске о возмещении вреда здоровью указаны несколько ответчиков. Но ответственность за трагедию на себя никто не берет.
В августе 2005-го Ольге стало плохо в маршрутном такси от запаха бензина, и водитель спешно высадил ее возле первого попавшегося газона. Постояв на бордюре и отдышавшись, Ольга сделала шаг на газон и… полетела вниз. "Мне повезло - я не потеряла сознание, - рассказывает пострадавшая. - Иначе просто захлебнулась бы - трубы, на которые я упала, были в воде". Встать и дотянуться до лестницы Ольга не могла - обе ноги были сломаны. Позвонить кому-то тоже было нельзя - телефон от удара разлетелся на кусочки. Оставалось только кричать, надеясь, что на поверхности кто-то услышит. Тут Ольге повезло во второй раз - через полтора часа ее услышали прохожие и вызвали спасателей. Кстати, о третьем случае "сказочного" везения она узнала уже в суде - если бы Ольга упала в колодец не летом, а зимой, ей грозила бы куда большая опасность. Оказывается, в этот ливневый коллектор идут технологические стоки одной из новосибирских ТЭЦ, и во время отопительного сезона по трубам, на которые приземлилась Ольга, течет кипяток. Поэтому зимой рабочие туда не спускаются.
Следующий месяц Ольга провела в больнице, перенесла операцию, а затем училась передвигаться по квартире на инвалидной коляске отца - они пользовались ей по очереди. Через год - еще одна операция. Сейчас она готовится к третьей - пяточный трансплантат отторгается, его нужно менять. Ходить ей больно, ноги отекают. Год назад Ольга принесла первое заявление в суд - она требует возмещения расходов на лечение и полумиллионной компенсации морального вреда. Однако за год ей удалось выяснить только одно - фактически за этот колодец не отвечал никто. Как и за многие другие столь же опасные объекты в городе, в нелегкой борьбе завоевавшем в прошлом году звание "самого благоустроенного в России".
Злополучный коллектор был когда-то построен заводом химконцентратов. И остается на бухгалтерском учете этого предприятия до сих пор. Однако завод никогда не эксплуатировал данный объект, который предназначался для нужд микрорайона. А десятилетние попытки списать коллектор с баланса до сих пор ни к чему не привели. И вот по каким причинам.
- Мэрия отказывается принимать у нас этот объект, потому что коллектор разрушается, - объяснила в суде представитель завода. - Он не предназначен для технологических стоков, для горячей воды - это ливневая канализация для дождя и снега. Однако на протяжении многих лет ТЭЦ-4 самовольно спускает туда свои стоки, что приводит трубы в негодность, - у нас есть заключение экологической экспертизы. Мэрии об этом прекрасно известно, однако власти предпочитают не вмешиваться в эту ситуацию. По этому поводу у нас было тысяча и одно совещание, но решить проблему не удалось.
Признавать иск Михайловой завод не намерен - мало того, что завод столько лет пытается избавиться от ненавистного коллектора, так теперь еще плати за ЧП! По мнению завода, возмещать ущерб за открытый люк должно МУ "Гормост" - на обязанность этой организации обеспечивать "закрытость" всех без исключения люков в городе якобы указывает ряд нормативных документов. Кроме того, к этому же колодцу, куда свалилась Ольга, подведен еще один коллектор, меньшего диаметра, который стоит на балансе у Гормоста. Колодец, стало быть, у них как минимум общий.
Вот только у самого Гормоста позиция прямо противоположная. "Мы этот коллектор на баланс не принимали, о его существовании не знаем, - заявил в суде директор МУ Александр Чупак. - За каждый люк отвечает балансодержатель".
- Брошенные коммуникации - это действительно проблема, - говорит Александр Чупак. - Если на таком коллекторе происходит утечка, его некому ремонтировать, - как раз такая ситуация у нас сегодня сложилась в одном из микрорайонов. Мы не можем устранять аварии на таких объектах, потому что работаем только в рамках муниципального задания. А бюджет не вправе направлять на это средства, потому что это будет признано их нецелевым использованием.
И вообще, уверены в муниципальном учреждении, во всем виновата… сама Ольга. Она ведь совершила административное правонарушение - вышла из маршрутки в неположенном месте! Мало ли что ее тошнило. Надо было терпеть!..
- Я живу в городе, где есть мэрия, - сказала в суде Ольга. - И всегда думала, что власть несет ответственность за городские объекты и безопасность жителей.
- Не существует никаких нормативно-правовых актов, обязывающих мэрию содержать дорожное полотно и люковое хозяйство - каждый объект закреплен за какой-либо организацией, - отвечают чиновники. - И именно эксплуатирующие организации несут ответственность за колодцы и люки. Этот коллектор не является объектом инфраструктуры города, его нет в реестре муниципальной собственности, а Гормост всего лишь абонент этой сети, но не балансодержатель.
- Так что же, колодец был фактически бесхозным? - спросила судья Ольга Тиунова, когда все стороны изложили свои аргументы.
- А сколько еще колодцев на этом коллекторе? - продолжала судья. - Ведь все они могут находиться в таком же ужасном состоянии?..
Вопрос повис в воздухе. А колодцев на полуторакилометровой никому не нужной, но много кем используемой коммуникации около трех десятков. Через каждые 50 метров.