Известие о том, что Иран вывел на околоземную орбиту свой первый искусственный спутник, остается в центре внимания мировой прессы и политической элиты. И хотя в Тегеране утверждают, что запуск был осуществлен исключительно в мирных целях, западные страны всерьез опасаются, что использованные технологии могут быть применены для создания баллистических ракет.
"Усилия по созданию ракетного потенциала доставки, усилия по продолжению незаконной ядерной программы и угрозы, с которыми Иран выступает в адрес Израиля, а также спонсорство террора с его стороны вызывают острую обеспокоенность", - заявил, к примеру, пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс.
А министр обороны Израиля Эхуд Барак считает, что запуск спутника дает повод для ужесточения санкций против Тегерана. По мнению главы израильского оборонного ведомства, это событие доказывает, что иранские военные технологии развиваются полным ходом.
Свое беспокойство по поводу достижений Тегерана в космической области также выразили Франция и Великобритания. Между тем иранское руководство по уже сложившейся традиции открещивается от всех обвинений и заявляет, что спутник "Надежда" предназначен исключительно для научных исследований и телекоммуникаций.
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам:
- Запуск Ираном спутника сам по себе не означает нового скачка в его ядерной программе. Кроме того, в этом запуске нет ничего неожиданного. В конце прошлого года была создана Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству. И Ирану, очевидно, было с чем в нее войти. Следует также учесть, что этот запуск имеет значение прежде всего для внутренней политики руководства страны. Этот несомненный успех может помочь нынешнему иранскому президенту остаться на своем посту на второй срок. Теперь в мире не девять, а десять государств, которые способны запускать в космос спутники, и среди них - Иран.
Это весомое доказательство технологической модернизации страны, которое, впрочем, не означает, что Иран может использовать свои достижения в военных целях. По мнению экспертов, переход к такому использованию требует многолетних трудов. А иранцы, по данным американской разведки, не занимаются этим с 2003 года. Так что о каких-то угрозах мировому сообществу или геополитических последствиях иранской космической программы говорить пока не приходится.
И все же потенциальные возможности доставки грузов на дальние расстояния Тегеран продемонстрировал. И тем самым поставил под вопрос прежде всего перемены в позиции США по отношению к развертыванию ПРО в Восточной Европе. Кроме того, новая американская администрация может отказаться от намерений вести, пусть в стиле "жесткой дипломатии", но все-таки прямые переговоры с руководством Ирана. Понятно, что миролюбивая риторика иранского руководства, которой сопровождался запуск спутника, не снимает у Запада подозрений в двойном назначении этого технического достижения.
Известно, что Вашингтон объявил о "критическом" подходе к развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии. И до запуска иранского спутника эксперты надеялись, что Россия и США сойдутся на нулевом варианте, то есть американская сторона откажется от ПРО в Восточной Европе, а российская сторона - от размещения ракет Искандер в Калининградской области. Политологи придавали этому большое значение, считая, что именно такое начало контактов новой администрации США с Россией будет означать потепление подмороженных российско-американских отношений.
Теперь же переговоры Москвы и Вашингтона по проблеме ПРО могут быть отягощены дополнительным обстоятельством. Правда, у позиции России по поводу этой американской инициативы есть история - одно время Москва возражала не столько против прин ципа обороны с юго-востока, сколько против конкретного размещения элементов ПРО. И выдвигала, например, альтернативу их развертывания на территории Азербайджана. Может быть, теперь в ходе дискуссии стороны обсудят и этот вариант.
Кстати, с решением США по ПРО эксперты связывают реакцию России на американское предложение избавиться от восьмидесяти процентов ядерного оружия. В этом году заканчивается срок действия Договора СНВ-1, согласно которому Россия и США должны были оставить у себя на вооружении пять-шесть тысяч ракет. Вашингтон сейчас предлагает довести ядерные арсеналы до одной тысячи боеголовок у каждой из сторон. Надо надеяться, что запуск иранского спутника не повлияет на намерения России и США сотрудничать, оставляя в стороне разногласия. Это требование времени.