Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Сосновский сообщил, что в отрасли есть несколько перспективных проектов, в реализации которых с прибылью для себя могут участвовать и российские компании. Взять, к примеру, один из наиболее загруженных в Европе международный транспортный коридор на участке от Бреста до Москвы. Здесь актуальная задача - модернизировать железнодорожное полотно, чтобы поднять максимальную скорость движения поездов со 140 до 160 километров в час. Вторым солидным инфраструктурным проектом является развитие белорусского участка еще одного международного транспортного коридора - из Санкт-Петербурга в Одессу. Имеются и другие предложения. Для их осуществления по приблизительным подсчетам потребуются инвестиции в сто миллиардов российских рублей. Однако это проекты не одного года, а пяти-шести лет. Их реализация позволит поднять важные для обеих стран транзитные магистрали до международного уровня.
Это лишь один из примеров, наглядно иллюстрирующих, насколько тесно связаны Россия и Беларусь железными и автомобильными дорогами, газо- и нефтепроводами, воздушными трассами. Многие из них заканчиваются с одной стороны далеко за Уралом, с другой - у атлантического побережья Европы. Эти транспортные коридоры имеют огромное международное экономическое значение и способны приносить странам, по которым пролегают, весомые дивиденды. Вот почему Беларуси с Россией так важно проводить в этой сфере скоординированную политику, иметь единое транспортное пространство.
В первую очередь это касается автотранспорта. Ведь около 60 процентов грузов, доставляемых в Россию из Европы или обратно на грузовиках, следует через Беларусь, причем зачастую - на ее же машинах. И очень важно сделать этот кратчайший путь между Россией и Европой как можно более комфортным и одновременно наименее затратным по сравнению с другими. Вторая проблема - как поделить между белорусскими и российскими перевозчиками заказы на доставку грузов из третьих стран? Она особенно актуальна сейчас, когда из-за международного финансово-экономического кризиса доходы транспортного бизнеса сокращаются.
- В прошлом транзитные автоперевозки через Беларусь увеличивались примерно на 20 процентов в год, - пояснил корреспонденту "СОЮЗа" председатель Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Боровой. - С прибылью наши предприятия закончили и прошлый год. Однако уже со второй его половины мы почувствовали, что тарифы на перевозку не растут, а заказов едва хватает для загрузки имеющихся грузовиков. В ноябре-декабре ситуация усугубилась, и сегодня наши возможности используются лишь на 70 процентов при том, что тарифы снизились на 30-40 процентов.
Между тем владельцы многих транспортных предприятий приобретали в кредит и лизинг дорогостоящие грузовики стандарта Евро-4 и Евро-5 для поездок в Европу исходя из совершенно других цифр. В этих условиях решение наших коллег из Российской ассоциации автоперевозчиков предоставить нам в первом квартале нынешнего года столько же разрешений на доставку грузов в Россию из третьих стран, сколько было получено в первом квартале год назад, позволяет смягчить тяжесть кризисных явлений.
Справедливости ради отметим, что российские транспортные предприятия могут доставлять транзитные грузы в Беларусь и вовсе без каких-либо разрешений с ее стороны. Существуют и другие разночтения в транспортном законодательстве двух стран, что осложняет сотрудничество. Типичный пример - посты транспортного контроля на российской стороне границы, действующие несмотря на подписанный Беларусью и Россией договор о формировании таможенного союза. Возле них зачастую образуется еще одна очередь на пути из Европы в Россию, в которой грузовики простаивают дополнительно от получаса до суток (при движении в обратном направлении со стороны Беларуси никаких задержек нет). Именно по этой причине многие водители объезжают Беларусь через Украину или Прибалтику, хотя этот маршрут длиннее, а дорога там хуже.
Однако, возможно, вскоре делать такой крюк не понадобится. Транспортные ведомства Беларуси и России договорились провести в первом квартале этого года эксперимент, в ходе которого контроль за международным автотранспортом будет осуществляться только один раз - на западной границе Союзного государства, пока в двух автодорожных пунктах пропуска - "Козловичи" и "Каменный Лог". Сейчас специалисты согласовывают перечень контрольных функций, который удовлетворил бы обе стороны. Кроме того, поскольку финансовые гарантии, которые берет на себя БАМАП в отношении перевозимого по Беларуси груза, возросли с 50 тысяч долларов до 60 тысяч евро на один автомобиль, примерно наполовину сократится количество трейлеров, нуждающихся в платном таможенном конвоировании по территории страны.
- Все это существенно приближает нас к созданию единой транспортной системы в рамках Союзного государства, - считает генеральный директор БАМАП Александр Солощев. - Белорусские инстанции готовы взять на себя выполнение всех контрольных функций, которые выполняются сегодня с внешней стороны белорусско-российской границы. Компьютерные технологии позволяют моментально передать в заинтересованные организации любую информацию о транзитном грузе и доставляющем его автомобиле. Тем самым закладывается основа для формирования общей системы транспортного контроля как внутри Союзного государства, так и на его внешних границах.
А недавно Беларусь выступила с инициативой создать и общий рынок автотранспортных услуг. В частности, это сделало бы излишним получение белорусскими перевозчиками разрешений на доставку в Россию грузов из третьих стран. Тем самым стало бы еще меньше различий в условиях хозяйствования на просторах Союзного государства.