06.02.2009 00:50
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Кадровый застой в органах власти связан с отсутствием конкуренции

    Намерение Дмитрия Медведева обновить государственный управленческий корпус начинает приобретать реальные очертания. Еще летом президент распорядился создать базу данных потенциальных кандидатов на государственные посты. Их количество сразу же было названо - тысяча человек. И вот окончательный список готов. В нем даже не тысяча, а 1747 фамилий. Отбор проводила специальная комиссия по кадровой работе под руководством главы президентской администрации Сергея Нарышкина. В ее составе - полпреды в федеральных округах, председатель РСПП Александр Шохин, ректоры Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, эксперты.

    Что власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод - факт общепризнанный. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты (Дмитрий Медведев назвал ее "архаичной") во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура. С одной лишь разницей, отмеченной президентом: современные кадровые службы "работают менее эффективно".

    Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие "рынок труда" на сферу государственного управления почему-то не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти у нас по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От вечного, неутомимого создания "сдержек и противовесов". От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт. "Кадровая диспропорция складывалась годами, поэтому, чтобы исправить ситуацию, необходимо время, - признал глава государства. - Нам необходимо вырваться из порочного круга, вовлекать в работу лучших специалистов". По словам Дмитрия Медведева, в президентскую квоту должны попасть настоящие специалисты, а не "лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме".

    Кто именно попал в президентскую "тысячу", пока держится в тайне. Известно лишь, что в списке резервистов - известные руководители крупных корпораций, а также молодые, еще не очень именитые, но перспективные менеджеры. Будут ли широко обнародованы их имена? Вопрос непростой, я бы даже сказал - щекотливый. С одной стороны, эта база данных должна быть открытой. Ее открытость - одно из принципиальных условий, позволяющих исключить практику, когда, как сказал президент, "решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются". А с другой стороны, предать огласке поименный состав президентской "тысячи" - значит тотчас открыть простор для лоббистских атак, аппаратных интриг, информационных "вбросов" различного толка. Кроме того, публикацией списка можно поставить в неловкое положение и тех, кто назначает на государственные посты, и тех - кого. Ведь попасть в резервисты - еще не значит добиться должности, а получить предложение - еще не значит принять его. Тут никаких взаимных обязательств. Один руководитель крупной компании, кстати, уже упредил неловкость, какая может возникнуть, если его паче чаяния пригласят во власть. Он сообщил журналистам, что знает о включении его в президентский резерв, но сказал, что оставить бизнес пока не готов. Причины тому названы не были. Но не знаю, как в этом случае, а одна из причин, объясняющих почему сотрудников частных компаний трудно переманить на госслужбу, хорошо известна: по уровню зарплат госслужба везде отстает от частного бизнеса. Поэтому нужны другие стимулы. Тем более что поставлена задача - превратить госслужбу в привлекательное место работы. Привлекательное в том числе и для тех, кто мог бы перейти туда из негосударственного сектора.

    Вообще-то власть и бизнес в России достаточно тесно соседствуют. Переход от парламентской деятельности к предпринимательской - обычное дело. Александр Шохин в свое время оставил пост председателя банковского комитета и перешел в Инвестиционную компанию "Ренессанс Капитал"... Депутат Николай Ашлапов, сдав мандат, возглавил "Главмосстрой"... Но явственна и другая тенденция: люди бизнеса идут в политику, становятся депутатами. В Госдуме немало людей, представляющих солидные корпорации. То же и в Совете Федерации. Доля сенаторов, пришедших из бизнеса, достигла 32 процентов. Если же взглянем на состав законодательных собраний, то увидим, что в Липецкой, Астраханской областях более половины мандатов имеют бизнесмены. А в Чувашии их доля среди законодателей достигает 60 процентов. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. Человек владел крупным бизнесом, а потом вдруг решил податься в депутаты? Так не бывает. Он идет в Госдуму, чтобы приобрести политический ресурс и с его помощью вывести свой бизнес на более высокие позиции. Занимая тот или иной пост в иерархии власти, бизнесмен, чье предприятие достигло достаточного уровня, может стимулировать дальнейшее развитие своего бизнеса или ухудшать положение конкурентов. Я это все к тому, что пришедшие во власть бизнесмены заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на государственных должностях мало повлияло на качество управления, иначе президент не был бы столь остро обеспокоен этим качеством.

    Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. Казалось, с отменой губернаторских выборов кадровая ротация пойдет энергичнее. Но нет, большинство глав регионов остались на своих постах: были избранными, стали назначенными. Словом, региональная власть в значительной степени выработала свой ресурс. Дмитрий Медведев и Владимир Путин поставлены перед необходимостью обновить местную элиту.

    Постепенная смена лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима. Кто уйдет и кого назначат - эти рокировки многое скажут о кадровой стратегии верховной власти на ближайшие несколько лет. Именной состав президентской "тысячи", будь он опубликован, еще раньше добавил бы ясности.

    Поделиться