За этой церемонией с особым вниманием следят музыканты мира и их поклонники. Ведь именно "Грэмми" во многом определяет моду и тенденции, которые ныне признаны и перспективны в современной симфонической, джазовой, поп- и рок-музыке. Увы, очередная, 51-я церемония продемонстрировала застой и творческий кризис, сопутствующие сегодняшнему шоу-бизнесу.
Ежегодно "Грэмми" присуждается в 108 категориях по 30 музыкальным жанрам. Номинантов и лауреатов выбирают уполномоченные академики Recording Academy (то бишь Академии звукозаписи США). Уровень экспертов очень высок: в число уполномоченных входят успешные и получившие признание звукорежиссеры, саундпродюсеры, артисты. Среди присуждавших "Грэмми" в 2009 году были Джон Бон Джови, Пол Саймон, Принс, Кристина Агилера, Бейонс Ноулз. Вряд ли они были особенно довольны итогами - новых ярких имен "Грэмми-2009", по сути, не зафиксировала.
Год назад мир восторгался бенефисом англичанки Эми Уайнхаус, сразившей академиков своим экспрессивным, глубоким и выразительным вокалом, незаурядным композиторским даром и демоническим артистизмом. А в 2007-м безоговорочно властвовала Мэри Джей Блайдж - благодаря самобытности голоса и инновациям в современном хип- хопе. Можно радоваться, но скорее все-таки стоит огорчаться тому, что главными победителями "Грэмми-2009" стали давно известные и титулованные артисты. К тому же, собственно, и не открывшие своим поклонникам ныне ничего нового. И, увы, не показавшие ничего, способствующего качественному развитию музыкальных жанров.
Основным триумфатором "Грэмми-2009" стал дуэт 60-летнего экс-вокалиста Led Zeppelin Роберта Планта и 37-летней скрипачки и вокалистки Элисон Краусс. Они получили больше всех - сразу пять золотых граммофончиков - за "Лучшую запись года", "Альбом года", "Лучшее вокальное сотрудничество", "Лучшее вокальное сотрудничество в кантри-музыке" и за "Лучшую современную фолк-музыку/ Американский альбом".
Оба - персоны заслуженные. У Роберта Планта - луженая глотка, он одинаково органичен и в тяжелом роке, и в чувственных балладах, вспомните хотя бы легендарную "Лестницу в небо" группы Led Zeppelin. Да и в сольной карьере Плант отменно пел и хард-рок, и блюз, и этнику. А звезда кантри Краусс вообще рекордсменка "Грэмми": на ее счету 26 золотых граммофончиков - больше, чем у любой другой женщины мира.
Но их совместный альбом Raising Sand погружает уже в атмосферу неспешной музыки и настроений Нэшвилла, фактически столицы кантри-музыки мира. Это добротная стилизация, сделанная большими мастерами, но все-таки не более того. И уж точно не событие для современной музыки. Не случайно, что сам Роберт Плант, получая награду за "Лучшую запись года" - песню Please, Read The Letter, не без самоиронии заявил: "Я изумлен и ошеломлен реакцией на нашу новую музыку. В один из давних дней мы хотели назвать все это распродажей. Но теперь я думаю, что она и впрямь хороший способ неплохо провести воскресенье".
Столь же не бесспорно и второе место в нынешнем "Грэмми" - три золотых граммофончика английской рок-группы Coldplay. В частности, за "Лучший рок-альбом" и "Лучшую песню" (титульную). Комплименты неадекватные: последний альбом с претенциозным названием Viva La Viva Or Dead And All The Friends оказался так же претенциозен, многословен и аморфен по темам и идеям.
К тому же диск получился скучный и размазанный: композиционно, ритмически, пустословно - так в не уважающей себя столовой повара накладывают-размазывают по тарелкам пюре: дабы посетителям казалось, будто его больше, чем на самом деле, а блюдо выглядело сытнее и аппетитнее, чем есть на самом деле. Схоже и с Coldplay. Музыка группы неуклонно деградирует, становится более пресной, монотонной, зааранжированной. Хотя квартет, безусловно, имеет тенденции к развитию: на церемонии его лидер и вокалист Крис Мартин сел за клавиши и сыграл завораживающее новое вступление к известному хиту Lost. Кстати, Крис оконфузился и при вручении ему граммофончиков. Заявил со сцены: "У нас никогда не было стольких "Грэмми" за всю жизнь" (хотя несколько лет назад Coldplay получил сразу четыре!). Да и дальше ответствовал в духе новых привычек - уныло-банально: "Мы очень гордимся тем, что присутствуем здесь. И я даже готов расплакаться..."
Три "Грэмми" достались и Лилу Уэйну (хотя номинаций у рэппера было восемь!). Но вряд ли исполнитель заслуживает наград больше, чем, скажем, Jay-Z или очень корневая, экспрессивная и искренняя - по материалу, подаче и сценичности Дженифер Хадсон (она получила награду за "Лучший R&B альбом".
Среди других главных победителей - снова все известные, привычные имена. И получили свои награды они в общем-то заслуженно. За "Лучший блюзовый альбом" - B.B. King (регулярно играющий в России!), за "Лучшее хеви-метал выступление" - Metallica (тот же комплимент!), за "Лучший альбом с вокалом в поп-музыке" - Даффи (и эта голосистая и чувственная певица уже наведывалась в нашу страну накануне Нового года). Но новых ярких имен, за поддержку и пропаганду которых мы могли бы благодарить "Грэмми-2009", увы, в Лос-Анджелесе продемонстрировано не было. Зато впервые за многие годы на сцену в рамках церемонии снова вышла группа Radiohead (она получила награду за "Лучший альтернативный рок-альбом")...
Да и вообще выступающие гости казались круче, чем большинство номинантов. Что стоил хотя бы выход на сцену группы U2, "живьем" исполнившей хит Get On Your Boot с альбома, выход которого запланирован на март. Или дуэт 66-летнего Пола Маккартни с экс-ударником Nirvana Дэвидом Гролом спевших вместе The Beatles. Да и выступление 19-летнего гитариста и певца Тэйлора Свифта встряхнуло зал поболее, чем речи Криса Мартина...
Россияне, хотя на "Грэмми-2009" их номинировалось четверо: Валерий Гергиев и Дмитрий Хворостовский - за оперу "Евгений Онегин", а Роман Балашов и Юрий Башмет - в категории "Лучшее выступление малого ансамбля" - наград, увы, не получили. Впрочем, учитывая общий уровень "Грэмми-2009", это уже не так обидно.