Вслед за пассажирскими перевозками "Иваново - Южный" возобновил и грузовые.
"Первой ласточкой" в этом смысле стал Ил-76, прилетевший из Норильска. Раньше компания "Аэростарс" загружала свои самолеты товарами северного завоза в Москве. Однако из-за перегруженности столичного авиаузла часто возникали проблемы со своевременностью загрузки. Поэтому было решено значительную часть грузопотока перевести в Иваново. Тем более что после реконструкции здешняя взлетно-посадочная полоса способна принимать самолеты весом до 200 тонн (в частности, Ту-154, Ил-76, Боинг-707). Возможности аэропорта по перевалке грузов уже в 2010 году должны составить 2,5 тысячи тонн, впоследствии - 10 тысяч.
- Пока мы договорились с компанией "Аэростарс" о двух грузовых рейсах в неделю - в Норильск и Магадан, - говорит гендиректор ОАО "Авиационное предприятие "Золотое кольцо" Геннадий Субботин. - В конце прошлого года правительство подтвердило международный статус ивановского аэропорта. Поэтому, как только завершатся работы по оборудованию пункта пограничного пропуска, начнем грузоперевозки и за рубеж.
Ивановский аэропорт - крупнейший на Верхней Волге. С 1998 года он прекратил все полеты - этому сильно поспособствовали демпинговые тарифы столичных перевозчиков. Однако Москва внесла решающий вклад и в возрождение предприятия. Мэр столицы Юрий Лужков и его бывший заместитель, ивановский губернатор Михаил Мень договорились о совместных действиях по восстановлению аэропорта с передачей 79 процентов его акций правительству Москвы.
Два миллиарда рублей, поступившие на реализацию проекта из столичного бюджета, ивановцы освоили в рекордные сроки - менее чем за два года. Фактически заново была построена взлетно-посадочная полоса. Ее оснастили светосигнальным комплексом, восстановили рулежные дорожки, перрон, работу котельной. "Стахановскими" темпами провели сертификацию всех аэродромных служб.
Неслучайно "Иваново - Южный" остался в московской программе модернизации 17 региональных аэропортов Центра России даже после того, как правительство Лужкова практически ее свернуло ("РГ" подробно писала об этом в номере от 9 декабря 2008 года).
Регулярные пассажирские рейсы в Москву из Иванова возобновились прошлым летом. Используются самые экономичные на сегодня турбовинтовые самолеты Embraer-120 бразильского производства. Это позволяет удерживать цену билетов на приемлемом уровне. Например, по тарифу "плацкарт" можно слетать в столицу и обратно за 500 рублей (без учета комиссионных сборов).
В ближайшее время начнутся пассажирские полеты в Петербург и Краснодарский край. С открытием пункта пограничного пропуска - в Баку, Ереван, Стамбул и, возможно, на египетские курорты. Достаточное количество стоянок для самолетов позволит использовать "Иваново - Южный" как место базирования авиапарка.
По информации Геннадия Субботина, уже в первом квартале 2009-го столица выделит еще более 1 миллиарда рублей. В основном эти средства пойдут на развитие грузового терминального комплекса и сопутствующей инфраструктуры. В планах - подведение к аэропорту железнодорожной ветки, строительство второй взлетно-посадочной полосы для малой авиации, вертолетной площадки, а также гостиниц и мотелей.
Переговоры о грузоперевозках ведутся сразу с несколькими авиакомпаниями. Они касаются не только уже освоенного северного завоза, но и международных рейсов по правительственным контрактам, поставкам Рособоронэкспорта.