10.02.2009 07:00
    Поделиться

    Саморегулируемые организации будут жестко регулироваться государством

    Завтра депутаты Госдумы должны решить вопрос, кто и как будет осуществлять контроль за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО). В первом чтении планируется рассмотреть поправки в Закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты РФ. Если закон будет принят, то СРО получат плановые и неплановые проверки, поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые устанавливают ответственность субъектов профессиональной деятельности, саморегулируемых организаций и их должностных лиц, а также весь арсенал государственного контроля.

    Напомним, что в 2007 году был принят Закон "О саморегулируемых организациях", который открыл принципиально новые возможности для участников рынка в формировании профессиональных стандартов и правил деятельности. Власть предложила бизнесу объединяться в СРО, для того чтобы впоследствии СРО могли взять на себя некоторые функции государства, в том числе в сфере контроля и надзора за деятельностью бизнеса. Это был общий закон для всех, до этого действовали специальные законы для некоторых профессиональных участников рынка. Идея бизнесу в целом понравилась, но массового создания СРО никто не наблюдал.

    Однако все меняется. Замена государственного лицензирования в различных отраслях экономики саморегулированием плюс финансовый кризис подстегнули отечественный бизнес к активному объединению в саморегулируемые организации. Процесс, который на протяжении нескольких лет из-за отсутствия законодательства был вялотекущим, наконец начал набирать обороты. С одной стороны, по мнению властей, это хорошо.

    Как заявило минэкономразвития, объединение специалистов на принципах саморегулирования необходимо максимально ускорить. Около 30 тысяч субъектов рыночных отношений различных сфер деятельности должны быть переведены на саморегулирование, считают в министерстве.

    С другой стороны, есть опасения, не станут ли эти саморегулируемые организации своеобразными междусобойчиками. Мнения разделились. Одни считают, что закон для того и принимался, чтобы рынок сам контролировал себя. Чиновники считают, что СРО не готовы принять на себя часть контролирующих функций.

    Депутаты предложили наделить минэкономразвития статусом координатора нормативно-правового обеспечения работ на стадии становления института СРО. Бизнес в лице РСПП заявил, что готов сам контролировать деятельность СРО.

    Законопроект не дает четкого ответа на вопрос, кто именно будет контролировать СРО. Но из его положений понятно, что бизнес контролировать СРО не будет точно. Согласно законопроекту, контроль за деятельностью саморегулируемых организаций возложен на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ.

    Елена Полеонова, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", отметила, что поправки устраняют наиболее очевидные из пробелов в действующем законе о СРО . В законопроекте предусмотрены основания, сроки и порядок проведения проверок деятельности СРО и порядок оспаривания результатов этих проверок, рассказала корреспонденту "РБГ" эксперт. Помимо этого предлагается внести поправки в Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": саморегулируемые организации оценщиков должны приобрести право проводить экспертизу отчетов об оценке. Например, если государственный финансово-контрольный орган дал заключение о несоответствии закону отчета об оценке государственного имущества, которое реализуется в процессе процедуры банкротства, СРО оценщиков вправе принять другое решение.

    Надежда Ерилова, руководитель департамента налогов и права УК "Независимые директора", считает, что сближаются по смыслу и терминологии сходные отношения, регулируемые различными законами. Так, например, значительно дополнена статья 23 "Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций" закона о СРО. А именно, теперь закон не будет отсылать к другим правовым источникам, а будет прямо предусматривать порядок осуществления государственного контроля деятельности СРО, пояснила эксперт.

    Кроме того, по мнению Надежды Ериловой, необходимо отметить установление сроков, отсутствующих сегодня в действующей редакции закона. В частности, это сроки рассмотрения СРО жалоб и представления документов и отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за деятельностью СРО.

    Говоря об изменениях в КоАП, эксперт отметила, что значительная часть поправок носит технический характер и направлена на исключение противоречий законодательных актов, уточнены формулировки. Правда, есть и ряд интересных новшеств. Так, дефиниция термина "дисквалификация" теперь, кроме "руководящих должностей", "функций управления" и прочее, будет касаться и "осуществления профессиональной деятельности, регулируемой в соответствии с федеральными законами". Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере профессиональной деятельности предполагается передать на рассмотрение арбитражным судам, что, в общем, логично, считает эксперт. В целом, по словам Надежды Ериловой, изменения не могут не радовать. Однако на общем фоне "зарегулированности" отношений в сфере предпринимательской деятельности некоторую настороженность вызывает расширение перечня лиц, составляющих протоколы об административной ответственности. Хотя на первый взгляд это логично - проверяющий орган должен в какой-то правовой форме изложить результаты проверки. Будем надеяться, что данное обстоятельство не спровоцирует "волны коррупции", пояснила свои опасения эксперт.

    Поделиться