Вчера производители продовольствия схватились в горячей дискуссии с сетевыми торговцами на площадке государственно-патриотического клуба "Единой России". Речь шла о распределении доходов при реализации продуктов питания.
Координатор клуба Ирина Яровая заявила, что сегодня на рынке продовольствия нет баланса интересов - условия диктуют торговые сети. Правовое регулирование этой сферы экономики не налажено надлежащим образом.
Существующий проект закона об основах регулирования торговой деятельности, подготовку которого начинало минэкономразвития, а завершал минпромторг, Ирина Яровая назвала декларативным. При этом она напомнила, что еще в 2006 году Владимир Путин давал поручение правительству защитить отечественных производителей от неправомерных действий торговых сетей. А в декабре прошлого года уже Дмитрий Медведев вернулся к этой теме примерно с той же позиции. Однако до сих пор поручения не выполнены. Закона о торговле нет. А разногласия по отдельным его позициям сохраняются не только между представителями бизнеса, но и между министерствами и ведомствами.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов предложил продолжить работу над законом о торговле в парламенте, так как министерствам, видимо, трудно договориться между собой. В результате было решено создать экспертную группу, которая дополнит и конкретизирует существующий проект закона. По сути дела "Единая Россия" перехватила инициативу у правительственных ведомств, которые намерены трудиться над законопроектом до четвертого квартала текущего года. И в кулуарах эксперты признали, что при таком раскладе сил закон может быть принят гораздо быстрее.
"Российская газета" ("РГ" от 06.02.2009) подробно рассказала, в чем заключаются разногласия между министерствами и ведомствами. Коротко суть в том, что минсельхоз предлагает регулировать размер торговой наценки, минпромторг спорит с аграриями, а заодно и с Федеральной антимонопольной службой, которая предлагает изменить пороги доминирования сетевых компаний.
А сами производители продовольствия заявляют, что они не против торговых сетей в принципе, отдают должное "цивилизованной рознице". Но против того, что крупнейшие сетевики облагают их "нецивилизованными" поборами.
На заседании клуба в центре внимания оказались молочные сосиски. Представители мясокомбинатов рассказали, что продают их магазинам по 187 рублей за килограмм. Однако в этой цене уже заложен доход торговцев - ни много ни мало 41 рубль. Эти деньги приходится отдавать сетевым компаниям в виде так называемых бонусов, ретробонусов и других негосударственных "налогов". Причем часть из них бухгалтерия производителя еще и не имеет права отнести в затраты. А значит, платит с них государству налоги.
Между тем на прилавке те же молочные сосиски стоят уже 267 рублей. Значит, 119 рублей в цене так или иначе получают торговцы.
Примерно так же распределяются и доходы от продажи колбасы. В результате прибыли мясокомбинатов стремятся к нулю, и они при всем желании не могут вести расширенное воспроизводство. Особенно теперь, когда кредитные деньги дороги и достаются далеко не всем.
Представители торговых сетей на заседании клуба были в явном меньшинстве. А потому не преуспели в защите своих интересов на заседании. Однако на рынке пока соотношение сил иное. Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в связи с этим заметил, что компании - производители продовольствия по отдельности значительно меньше сетей. Поэтому им сложно отстаивать свои интересы. И рекомендовал представителям агропрома кооперироваться, чтобы эффективнее противостоять чрезмерным притязаниям крупнейших торговцев.
Кажется, что это предложение не потеряет актуальности и после того, как закон о торговле все-таки появится среди инструментов регулирования рынка.