10.02.2009 03:30
    Поделиться

    Регионы и предприниматели просят ускорить принятие закона о торговле

    Депутаты Тюменской областной Думы подготовили обращение к председателю правительства РФ Владимиру Путину об ускорении внесения в Госдуму проекта федерального закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

    Как рассказали РБГ в управлении по информационной политике облдумы, обращение тюменских депутатов уже поддержали депутаты Тульской, Рязанской, Брянской, Кемеровской областей, Законодательное собрание Ростовской и Калужской областей, Алтайский край - всего 14 субъектов РФ.

    В обращении говорится, что в агрокомплексе сохраняется ряд нерешенных проблем, вызванных объективными причинами, в том числе проблема, связанная с осуществлением взаимодействия отечественных товаропроизводителей с крупными внерегиональными сетевыми структурами розничной торговли.

    По мнению депутатов, сегодня торговые сети предлагают невыгодные условия для поставщиков сельскохозяйственной продукции. Недостаточный объем торговой инфраструктуры, отсутствие системного подхода к формированию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, необоснованно высокие торговые наценки приводят к повышению цен на продовольственные товары, говорится в обращении.

    Ускорить процесс принятия законопроекта просят не только регионы. Ранее свои инициативы озвучил Мясной союз России, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), "Единая Россия", сельхозпроизводители.

    Однако пока вопрос о том, когда будет принят закон о торговле и в каком виде, остается без ответа. Правда, выступая на прошлой неделе в Совете Федерации, министр промышленности и торговли Виктор Христенко сообщил, что закон о торговле в лучшем случае появится в конце года. Отвечая на вопрос сенаторов, когда будет закон о торговле, Христенко напомнил, что эту тему он получил в наследство. Это огромная отрасль, в которой работают 3 миллиона человек, по налоговым поступлениям это отрасль номер один, подчеркнул он. При этом, по словам министра, пока нет понимания по развитию торговли. Сейчас идет диалог с минсельхозом, создается рабочая группа, которая займется рассмотрением всех острых вопросов действия торговых сетей и взаимодействия торговли с сельхозпроизводителями. В результате к этому закону мы придем к концу года, если придем, сказал министр.

    Вопрос об участии государства в разрешении конфликтов, возникающих на рынке, стоит давно. Разработка закона о регулировании торговли с переменным успехом идет с 2002 года. Его идея сводилась к необходимости ввести ограничения для деятельности крупных торговых сетей с тем, чтобы облегчить доступ на прилавки продукции российских сельхозпроизводителей. В законопроекте появилась предельная доля в 35 процентов, которую сможет иметь торговая сеть в городском округе и муниципальном районе. Другим новшеством этого документа стало положение о возможности государственного регулирования цен на некоторые продукты первой необходимости, такие как хлеб, молоко и так далее.

    В прошлом году в результате смены правительства произошел раздел полномочий между мин экономразвития и новым ведомством минпромторгом, которому были переданы функции по регулированию внутренней торговли. В наследство минпром торг получил и многострадальный законопроект о торговле, который был переделан. В его новую версию не вошли положение об ограничении торговых наценок на социально значимые продукты и нормы по снижению порога доминирования для торговых сетей на региональных рынках. Также не нашел отражение тезис о квотах для отечественных производителей в торговле, на которых настаивал малый и средний бизнес. Новые изменения пришлись не по нраву минсельхозу, именно он настаивает на государственном регулировании торговых наценок на социально значимые продукты и ФАС - ужесточение антимонопольной главы законопроекта.

    Как пояснили РБГ в минпром торге, сейчас министерство продолжает процесс согласования законопроекта с ФАС и минсельхозом. Помимо этого в ведомстве ждут заключения минюста. В свою очередь в минюсте РБГ рассказали, что пока разногласия ведомств сняты не будут, правительство не сможет принять данный законопроект.

    Среди чиновников уже ходят разговоры, а нужен ли вообще данный закон. В Мясном союзе считают, что законопроект нужен и предлагают установить суммарную наценку розничных торгующих организаций на наиболее социально значимые мясные продукты в размере, не превышающем 25 процентов, включая в нее все выплаты, такие как ретробонусы, затраты на маркетинг. Входные бонусы на данные продукты должны быть отменены. Объем дополнительных выплат предприятиям торговли не должен превышать 5 процентов от стоимости поставленных им товаров со ставкой НДС 10 процентов. При реализации этих условий производители мясной продукции гарантируют, что цены на мясные продукты будут снижены.

    Партия "Единая Россия" также выступает за принятие закона, ограничивающего товарные наценки в сетях. Как отметила Ирина Яровая, руководитель государственно-патриотического клуба "Единая Россия", они будут настаивать на принятии закона о торговле, в котором должны быть введены ограничения по торговой наценке.

    В ассоциации компаний розничной торговли считают, что принятие закона о торговле очень важная веха для развития рынка. Будет введен определенный понятийный аппарат, будет меньше вопросов и неясностей.

    Павел Шингарев, директор по управленческому консалтингу компании ISG, говорит, что с экономической точки зрения закон о торговле, как и любой другой инструмент государственного регулирования в рыночной экономике, нуждается в весьма тонкой настройке. Ведь любые усилия государства, направленные на обеспечение равенства всех участников рынка, легко могут перерасти в дискриминацию того или иного участника.

    В данном случае особую роль играет прозрачность процесса ценообразования. Таким образом, основным направлением деятельности государственных органов должен стать максимально полный и детальный анализ структуры себестоимости и торговых наценок производителей, представителей малого бизнеса и торговых сетей. Подобная работа позволит не только определить потребность в защите интересов тех или иных групп игроков, но также станет полноценной основой для формулирования единых правил торговли, учитывающих интересы всех участников торгового процесса, считает эксперт.

    Поделиться