В ближайшее время продукты питания в России могут, по мнению экспертов, подорожать. Причем касается это не только товаров, завезенных из-за рубежа или произведенных из заморских составляющих, но и продуктов отечественных производителей. Об этом заявил во время "круглого стола" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
По его словам, уже сейчас торговые сети завалены уведомлениями поставщиков и товаропроизводителей о повышении цен на различные товары. "При этом мотивы такого решения не совсем понятны", - недоумевает эксперт. Если стоимость импортных продуктов напрямую зависит от курса доллара, то и вопросов нет, а вот чем вызвано желание наших родных производителей сделать свою продукцию дороже, не совсем ясно. Тем более что в развитых странах сейчас идут обратные процессы: спрос на товары падает и цены на него соответственно тоже. "У нас же, несмотря ни на какие кризисы, цены только растут", - подчеркнул он. И предположил, что "наши" просто сопоставляют свою продукцию с импортными аналогами и стараются в вопросах цены идти с ними в ногу. При этом любые попытки искусственно сдержать эту тенденцию, скажем, путем замораживания цен на прилавках, вряд ли принесут плоды. "На формирование конечной цены влияют наценки на всех стадиях цепочки поставок начиная от производителя, а регулировать всю цепочку практически невозможно", - считает Илья Белоновский.
Кстати, точную дату повышения цен назвать сейчас никто не может. По словам экспертов, пока магазины, как продуктовые, так и непродовольственные, доторговывают тем, что закупили перед новым годом еще по старым ценам. А вот когда запасы иссякнут, новые расценки могут ударить по карманам. Однако уменьшение спроса на привычные товары эксперты не прогнозируют. Люди меньше есть не будут и не станут отказывать себе в покупке одежды или бытовой техники. Просто покупатели из магазинов "среднего класса" перейдут в экономкласс или дисконт-центры, где продается все то же самое, но более низкого качества и дешевле. Собственно говоря, этот процесс, по мнению специалистов, уже начался. Другое дело, что оценить его в конкретных цифрах пока сложновато - для статистики прошло еще слишком мало времени.
А вот что посчитано уже точно, так это то, что потребительская уверенность россиян в четвертом квартале прошлого года резко снизилась. Как рассказала заместитель начальника управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Росстата Ольга Муханова, за последние месяцы 2008 года индекс потребительской уверенности упал с плюс 1 до минус 20.
По словам Ольги Мухановой, если в четвертом квартале 2007 года только 23 процента жителей страны считали, что текущая экономическая ситуация в стране ухудшилась, то в четвертом квартале минувшего года их было уже 35 процентов. Представитель Росстата уточнила, что наиболее упаднические настроения присущи людям в возрасте до 30 лет.
Как сообщила в свою очередь начальник управления статистики внутренней и внешней торговли Росстата Елена Седова, по итогам 2008 года прирост оборота розничной торговли составил 13 процентов, тогда как по итогам 2007 года - 16,1 процента. Основной вклад в замедление темпов роста, по ее словам, внес четвертый квартал, когда по нарастающей развивался мировой экономический кризис. Вместе с тем в декабре минувшего года россияне активно тратили деньги на непродовольственные товары, в частности на бытовую технику. "Россияне больше покупали легковые автомобили, сотовые телефоны, холодильники и стиральные машины", - отметила Елена Седова.