38-летняя Элуана Энгларо, находившаяся 17 лет в состоянии комы, скончалась в клинике "Ла Киете" в городе Удине. Однако страсти вокруг этого трагического события, из-за которого страна чуть было не вверглась в глубокий конституционный кризис, не стихают.
Судьба уроженки города Лекко Элуаны Энгларо совершила крутой поворот 18 января 1992 года, когда ночью на подмороженной дороге девушка не справилась с управлением своего автомобиля и на полном ходу врезалась в стену. Студентка-филолог получила многочисленные черепно-мозговые травмы, ее жизнь была на волоске, но врачи сделали невозможное и вытащили Элуану буквально с того света. Однако, несмотря на все их усилия, ни двигательные функции, ни работу мозга им восстановить не удалось. Элуану поместили в специализированное медицинское учреждение, где подключили к аппарату по обеспечению жизнедеятельности.
В 1999 году, когда родители девушки потеряли всякую надежду на ее выздоровление, они обратились в суд с просьбой прекратить принудительное питание, таким образом позволив ей спокойно уйти из жизни. Тут-то и началось хождение по мукам. Одна за другой судебные инстанции отказывались удовлетворить просьбу. И только летом прошлого года Верховный суд Италии вынес положительный вердикт. Он был принят по двум причинам. Во-первых, положение Элуаны было безысходным. И, во-вторых, были приняты во внимание свидетельства отца и друзей девушки. Под присягой они рассказали о том, что Элуана, будучи в здравии, неоднократно говорила, что предпочла бы смерть, если была бы лишена возможности "жить полнокровной жизнью".
Вот тут-то в стране начались настоящие бои между сторонниками и противниками "мягкой эвтаназии". Общественное мнение раскололось пополам: 47 процентов населения были "за", столько же "против", и лишь шесть процентов итальянцев никак не высказались по этому поводу. В баталию вокруг Элуаны вступила католическая церковь. Глава папского совета по пастырскому попечению медицинских работников Ватикана Хавьер Лозано Баррагон заявил, что никто не имеет "права на смерть", и назвал решение суда актом, подталкивающим к "ужасному убийству". Сам Папа Римский в одной из речей, правда, не упоминая имени Элуаны, сделал акцент на том, что даже "ради прекращения страданий" нельзя лишать людей жизни.
Против вердикта также выступило итальянское правительство во главе с Сильвио Берлускони. В срочном порядке совет министров одобрил законопроект о запрете прерывания принудительного питания лиц, находящихся в коме и вегетативном состоянии. Однако президент Италии Джорджо Наполитано под предлогом, что документ противоречит конституции, отказался его подписывать.
А тем временем отец Элуаны Беппино занимался поисками больницы, где была бы осуществлена процедура постепенного отключения дочери от аппарата искусственного питания. Отказ следовал один за другим: врачи ссылались на директиву министра здравоохранения Маурицио Саккони, который запретил государственным медицинским учреждениям участвовать в этом деле. И лишь в конце прошлой недели Беппино Энгларо удалось поместить дочь в частную клинику.
Инициированный Берлускони законопроект мог быть принят парламентом в среду. Но смерть опередила людей. По Элуане сегодня скорбит вся Италия. Но споры вокруг "милосердного убийства" продолжаются.