11.02.2009 02:00
    Поделиться

    Бенедикт XVI отменил решение об отлучении последователей Лефевра

    Папа Римский Бенедикт XVI с трудом выпутался из почти тупиковой ситуации, в которую он сам себя загнал 24 января 2009 года. Для этого ему пришлось отменить свое же решение об отмене решения. Пойти на столь непростой шаг Папе помог долгий телефонный разговор с главой государства, гражданином которого продолжает оставаться Бенедикт XVI.

    Одни папы любят ходить со своими детьми на футбол, другие - вечерами подолгу играют с сыновьями в шахматы под джазовую музыку. Одни папы учат своих детей любить ближнего, другие - уметь дать сдачу в любой ситуации. Только одному Папе на Земле почти противопоказано выставлять напоказ собственные чувства и желания. У него очень много чад, и для всех них он должен быть стопроцентным жизненным ориентиром.

    У Бенедикта XVI быть безупречным пока, правда, не всегда получается. Со времени его восшествия на Святой престол случилось уже три кризиса в отношениях между конфессиями. Сначала он вызвал недовольство последователей иудаизма своим решением восстановить молитву с призывом к обращению евреев в христианство. Затем Папа многих огорчил, начав процесс канонизации Папы Пия XII, которого обвиняют в бездействии во время Второй мировой войны.

    Последний кризис случился чуть меньше трех недель назад, когда 24 января стало известно, что Бенедикт XVI отменил решение об отлучении от Римско-католической церкви последователей ультраконсервативного французского епископа Марселя Лефевра и вернул в лоно Церкви четырех опальных епископов Братства Св. Пия X. Возвращение трех из них прошло бы почти незаметно. Однако четвертый епископ Ричард Уильямсон ранее слишком сильно засветился своими скандальными заявлениями о том, что, оказывается, в нацистских лагерях погибли не шесть миллионов евреев, а 200-300 тысяч. Более того, по его словам, для их уничтожения не использовались газовые камеры. Иными словами, уверен Уильямсон, масштабы Холокоста слишком преувеличены.

    Ему бы жить в Иране, где его явно приняли бы с распростертыми объятиями. Ведь иранский лидер Махмуд Ахмадинежад не скрывает своих ярко выраженных антиизраильских позиций. Но епископ не только делился своими откровениями на территории Аргентины, но и возглавлял там католическую семинарию.

    Первым на решение Папы вернуть Уильямсона в лоно Церкви жестко отреагировал Верховный раввин Израиля, который фактически пригрозил Ватикану разрывом отношений. В официальном заявлении МИД Израиля также говорилось о "сожалении и беспокойстве".

    3 февраля к скандалу пришлось подключиться "тяжелой артиллерии". Решение понтифика раскритиковала канцлер Германии Ангела Меркель. Возможно, ей можно было бы и воздержаться от оценок действий главы Римско-католической церкви. Однако Бенедикт XVI продолжает оставаться гражданином ФРГ, где отрицание Холокоста считается уголовно наказуемым преступлением.

    И хотя на следующий день старший брат Папы Римского епископ Георг Ратцингер осудил "неразумное" вмешательство канцлера в дела Церкви, Ватикан все же потребовал от Уильямсона отказаться от своих скандальных заявлений.

    Меркель ждала четыре дня, но из Аргентины не поступало никаких заявлений о раскаянии. Тогда канцлер сняла трубку телефона и опять позвонила Папе. Разговор их был очень долгим. О чем именно они говорили, можно только догадываться. В совместном заявлении пресс-службы Ватикана и немецкого правительства говорится лишь о том, что разговор был конструктивным и прошел "в духе глубокого взаимного уважения". При этом понтифик и Ангела Меркель подчеркнули важность "постоянного напоминания" о трагедии Холокоста. Из чего можно было сделать однозначный вывод: Уильямсона в покое не оставят.

    На следующий день сам Бенедикт XVI объявил, что скандальный епископ снят с поста главы католической семинарии в Буэнос-Айресе. Однако вновь отлучать Уильямсона от Церкви Папа все же не стал.

    Не исключено, что ему дано дополнительное время на то, чтобы одуматься. И похоже, Уильямсон готов это сделать. Правда, не сразу, а лишь после того, как поработает с первоисточниками. В интервью немецкому журналу "Шпигель" он сообщил, что не может менять свои взгляды просто так: "Поскольку я вижу, что многие честные интеллигентные люди считают, что я ошибаюсь, мне придется изучить исторические доказательства. Если я увижу, что ошибался, то я изменю свою позицию".

    Поделиться